Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
«Впервые в усадьбу «Пенаты» Фёдор Шаляпин приехал в феврале 1914 года. Он часами позировал Илье Репину на этой кушетке вместе со своей собакой – французским бульдогом Булькой. Однако портрет свет так и не увидел».
Остались только кадры фотографа Карла Буллы, который вместе с певцом приехал в усадьбу. Сейчас в музее царит всё та же атмосфера. Почти все предметы – подлинные: кушетка, мольберт, палитра для красок, кисти.
«Но помимо того, что Репин работал над портретом Шаляпина, мы еще узнаем благодаря этой фотографии, что над портретом работали и дети. Здесь мы видим Юрия Ильича и Веру Ильиничну, которая тоже пробовала себя в живописи», – рассказала хранитель фонда и экспозиции музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты» Вера Ловягина.
Булла также запечатлел, как артист катается на коньках, убирает снег и встречается с друзьями. Шаляпин приезжал в «Пенаты» еще на несколько дней, в марте этого же года. После его отъезда Репин пытался дописать портрет по памяти и наброскам, но так и не смог закончить работу. И в 1917 году закрасил Шаляпина и поверх, на холсте изобразил обнаженную женщину. От первоначального замысла остался только преданный друг певца – Булька.
«Этот женский портрет ушёл в заграничную коллекцию. Сейчас он находится в галерее в Праге. И там в 60-е годы был произведен рентген портрета и действительно там нашли незаконченный портрет Шаляпина. Это не единичный случай, Илья Ефимович работал так над многими своими вещами», – отметила Ловягина.
В экспозиции музея хранится и подписанная Федором Ивановичем фотография, которую он когда-то подарил Репину. И несмотря на то, что Шаляпин провел в «Пенатах» всего несколько дней, память о нём здесь хранят по сей день.