Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Ежегодно, когда устанавливается стойкий снежный покров, уже человек выходит навстречу обитателям городских заказников, чтобы их посчитать. Никто не хочет встретиться нос к носу друг с другом. Чтобы собрать статистику, достаточно найти следы.
Три десятка километров от Невского проспекта. И здесь — свои красоты. С профессионалом природоохранной деятельности Дмитрием Мячковым-Зеньковичем и по совместительству любителем лесных прогулок ещё не успели зайти в заснеженную чащу, как увидели первые следы местных животных.
Про фауну петербургских лесов пока ещё говорить можно. Лисы, белки, косули, енотовидные собаки, куницы, зайцы, кабаны. Наш бывалый спутник вспоминает: несколько лет назад в окрестностях Северной столицы находили даже следы рыси. Но с этим хищником лично лучше не встречаться. Хотя животные, как правило, и сами не спешат на свидание с человеком. Вот и недавно пробегавший тут заяц где-то затаился и позировать перед камерой не захотел.
«Заяц, да, свежий след. Попрыгал, у ёлочки что-то посмотрел. Кстати, может быть, пытался на лёжку уйти. Задние лапки вперёд уходят в момент прыжка, передние остаются чуть сзади. Ну, и самое главное, мы видим характерные погрызы, которые он оставил на молодой поросли», — пояснил Дмитрий Мячков-Зенькович, государственный инспектор в области охраны окружающей среды.
Отпечатки заячьих лап на снегу иногда можно спутать с лисьими. Чтобы уверенно утверждать, что за животное здесь пробегало, приходится буквально идти по следу. Происхождение некоторых из них, кстати, ставит в тупик даже опытных специалистов.
«Иногда приходится вот так вот освобождать след для того, чтобы понять, всё-таки, что там под мягким пухом. Я однозначно могу сказать, что это не человечий след, потому что следы отличаются очень сильно один от другого», — сказал Дмитрий Мячков-Зенькович.
Дальше следы расходятся. Загадочный зверь был здесь явно не один. Вероятно, в лесу накануне хозяйничали кабаны.
«Зимой в основном самки, потому что у кабанов в стаде матриархат, то есть, самка главной является. Они могут разойтись веером в том месте, где предполагают, что есть достаточно корма, и попытаться на большей площади этот корм найти», — пояснил специалист.
Численность кабанов и косуль в наших краях стабильна, по словам Дмитрия. Специалисты рассчитывают этот показатель по особым формулам. Но личное наблюдение обязательно. Если маршруты птиц легче определять летом, за миграцией млекопитающих в лесах эффективнее следить зимой.
Цель подобных зимних прогулок — не только само наблюдение за перемещениями животных. В конечном итоге эта информация может спасти жизнь и человеку. Вот пример. В двухстах метрах отсюда автомобильная дорога, на которую может выйти лось. Как известно, автомобилистам встреча с этими животными ничего хорошего не сулит. А, значит, возможно, в скором времени здесь появятся предупреждающие знаки.
Чтобы не было сомнений, кому именно принадлежат следы, у каждого выходящего на маршрут с собой есть измерительные приборы. В данном случае — рулетка.
«80 сантиметров здесь длина следа животного. Изредка, но мы осуществляем такого рода промер для того, чтобы понять численность взрослых либо молодых животных, сколько ему лет. В данном случае перед нами взрослое животное, вполне половозрелое», — сказал Дмитрий Мячков-Зенькович.
Всего подобных зимних маршрутов у Дмитрия Мячкова-Зенковича и его коллег около тридцати. Каждый — по 7-10 километров. Они, конечно, не медики, но тоже могут спасти петербуржцев от опасных эпидемий. Таких, как бешенство.
«Разносят бешенство чаще всего животные плотоядные. Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области уже многие годы не фиксировались случаи, тем не менее опасность этого заболевания существует. И понимание, где обитают плотоядные животные, в частности, лисы, даёт возможность, может, для человека покажется странным, но привить дикое животное», — пояснил специалист.
Конечно, никто со шприцем за тем или иным животным не бегает. Съедобную вакцину раскидывают под деревьями, в тех местах, где видели потенциально опасных четвероногих. За три часа съёмок ни одного лесного обитателя нам увидеть не удалось. Зато они позволили вдоволь налюбоваться своими следами. А эта информация для искушённых куда важнее.