Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Для частного инвестора самым популярным видом вложения в коммерческую недвижимость сегодня остаются апартаменты. Здесь минимальный порог для входа — от двух с половиной миллионов рублей, а срок окупаемости в среднем десять лет. В тренде так называемые сервисные апартаменты, где поиском гостей и решением бытовых вопросов занимается управляющая компания. За это она берёт себе процент от чистой прибыли — как правило, до четверти. Задача инвестора простая — вовремя вносить платежи.
«Вы как владелец помещения должны всегда платить эксплуатационный взнос — ну, как за квартиру. Где-то примерно такой стандартный апартамент и равен где-то однокомнатной квартире. И вы ежегодно оплачиваете налог в зависимости от той формы налогообложения, которая у вас есть по этому апартаменту», — пояснил Юрий Грудин, генеральный директор девелоперской компании Formula City.
Другой вариант — инвестиции в стрит-ретейл. Это коммерческие помещения на первых этажах жилых домов. Квадратные метры стоят процентов на 20 дороже, чем в целом по зданию. Вариантов использования масса — можно открыть салон красоты, пекарню или, допустим, медицинский центр. Окупаемость зависит от выбранной стратегии. Но спрос на такую недвижимость, по мнению экспертов, не падает.
«Интерес велик, интерес не снижается, несмотря на данную непростую экономическую ситуацию. Покупки у нас происходят практически в 99% случаев от инвесторов, которые не ведут там собственный бизнес, а потом эти помещения сдают в аренду», — рассказал Сергей Софронов, коммерческий директор строительной компании ГК «ПСК».
А вот если денег очень много, то перспективно инвестировать в крупные объекты, сейчас момент подходящий. И здесь в тренде — реконцепция уже функционирующих площадей. Сейчас покупатели рассчитывают не просто на какое-то помещение, а на готовый успешный продукт. К примеру, из старого здания делается бизнес-центр с коворкингом, рестораном и фитнес-залом. Больше задач — больше возможностей зарабатывать. И на рынке есть готовые предложения.
«Разработка концепции — это один миллион рублей, в среднем, можно меньше, можно больше. Заполнение — это, как правило, комиссия, то есть это оплата вознаграждения компании уже по результату, то есть, тут собственник на старте ничего не тратит», — сказал Станислав Ступников, генеральный директор компании по управлению активами коммерческой недвижимости. «МТЛ. Управление активами».
Впрочем, как считают эксперты, тут главное — не прогадать. О так называемой реконцепции лучше подумать заранее. Иногда провести её даже дороже, чем купить новый объект. Кстати, в прошлом году общий объем инвестиций в коммерческую недвижимость Петербурга составил 90 миллиардов рублей. И почти половина из этих денег пришлась на апарт-отели и гостиницы. Недооцененными объектами аналитики называют логистические хабы, дарксторы и дата-центры.