В Русском музее показали, как реставрируют картину Константина Маковского

31 января  19:49 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

1
Яркие краски народному празднику возвращают реставраторы Русского музея. Специалисты восстанавливают полотно «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Картина Константина Маковского была написана более полутора столетий назад. За это время пережила несколько неудачных реставраций, последствия которых приходится исправлять современным специалистам.

Умилительные сценки, забавные персонажи — шум многоликой и разухабистой масленицы, кажется, даже слышен с холста. После обработки специальным растровом на картине проступает морозный воздух праздничного Петербурга.

«Картина будет холоднее по тону, как мы видим, открывается вот это небо сиренево-голубое, сиренево-синее, уходящее в какие-то аквамариновые тона», — рассказала ведущий художник-реставратор станковой и масляной живописи Государственного Русского музея Ольга Кленова.

Рядом длинный белый шрам — след былых реставраций. Рану аккуратно залечили и готовятся к тонкой пластической операции. Подкрашивать картину реставраторы будут только в месте прорыва.

«В какой-то момент в правой части появился диагональный прорыв, который впоследствии был с тыльной стороны заделан, ну, просто заплатой. Заделали прорыв встык современными реставрационными материалами, без подведения заплаты», — отметил заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея Марат Дашкин.

Из-под белого шатра проступают две фигуры, ещё один человек скрыт дымом от самовара. Работая над картиной, Константин Маковский явно менял мизансцены, закрашивал неудачных персонажей.

Скальпелем соскабливая следы времени, Дарья Юницкая старательно возвращает былой блеск авторской позолоты на массивной раме.

«Так было, так было, да, в таком виде она к нам пришла, так как она находилась снизу, вся пыль, вся грязь оседала», — поделилась художник-реставратор Государственного Русского музея Дарья Юницкая.

За полтора века резную раму реставрировали, как могли. После войны, например, для гирлянды отлили керамическую вставку, трещины замазали пластилином.

«До того, как рама поступила в музей, она хранилась в частных собраниях. Кто-то усердно приводил её в порядок и доприводился до того, что где руки дотягивались, оттуда убиралась пыль, вместе с пылью и грязью убиралась позолота», — сообщила заведующая отделом реставрации золочённой резьбы службы реставрации музейных ценностей Русского музея Ирина Веснина.

Картину Маковского мастера Русского музея реставрируют третий месяц. В залы Михайловского дворца «Народные гулянья» должны вернуться как раз на масленичную неделю.

#картина #реставрация #русский музей