Фото: телеканал «Санкт-Петербург»
1712 год
Петр I издал указ о принудительном переселении жителей Петербурга на остров Котлин «по скончании сей войны». «Для строения на Котлине острове фортии и жилья, положить на все губернии ныне 3 000 человек и чтоб губернаторы здесь держали по 2 человека не переменных надзирателей, и чтоб сию работу начать во имя Господне, сего лета, сим работникам быть трем тысячам летом, а зимою вполы». Первыми поселенцами крепости Кроншлот стали полки Толбухина и Островского, составлявшие гарнизон острова. Первоначальные постройки находились на берегу моря. В декабре 1715 года последовал указ выслать на Котлин к строению гаваней из губерний Московской, Архангельской, Казанской, Нижегородской и Азовской, 3 1486 человек. Однако планы Петра I по созданию на Котлине столицы не осуществились.
1721 год
Петр I утвердил регламент, гласивший, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальных подпор человеческой безопасности и удобности». Первое самостоятельное учреждение регулярной полиции называлось Петербургской полицмейстерской канцелярией. В регламенте Главного магистрата отмечалось, что полиция должна быть «особливым» органом государственного управления, единым для всей страны. Полиция столицы при Петре I не подчинялась Петербургскому генерал-полицмейстеру и другим органам местного управления. Генерал-полицмейстер и Полицмейстерская канцелярия, так же как и коллегии, непосредственно подчинялись Сенату.
1840 год
На Большой Невке была испытана первая боевая мина, созданная на базе подводных фугасов, изобретенных русскими учеными Павлом Львовичем Шиллингом и Карлом Андреевичем Шильдером. Взрыв производился с помощью гальванической батареи, созданной профессором Борисом Семеновичем Якоби (тем самым, который изобрел первый электродвигатель и телеграфный аппарат, печатающий буквы). «В присутствии гг. членов Комитета опустили шесть деревянных просмоленных ящиков с порохом. Гальванические проводники…выходили на поверхность льда и…простирались на протяжении около ста сажен к берегу». Этот день считается днем начала работ в Российском флоте по созданию мин.
1881 год
Между Ораниенбаумом и Кронштадтом по льду была проложена железная дорога. В два часа дня в Кронштадт отправился первый пробный поезд. Длина рельсового пути от Ораниенбаумской дамбы до Средних ворот Кронштадтской гавани составляла 5 верст. Проходила дорога от Ораниенбаумского железнодорожного вокзала полукругом шла на запад, на мысу Спасательном, возле домика смотрителя гавани по специальному мосту пересекала Ораниенбаумский канал и у бывших дворцовых купален спускалась на лед. Затем следовала по гребню Ораниенбаумской мели до северной ее оконечности. Здесь были построены две товарных платформы. Сюда, к этим платформам, по льду малого Кронштадтского рейда товары с острова доставлялись гужевым транспортом и здесь перегружались в вагоны. Идея об организации железной дороги витала давно, еще в 1846 году статский советник Нарышкин внес проект о постройке железной дороги из Ораниенбаума морем в Кронштадт по отмели. На этом проекте главный командир Кронштадтского порта адмирал Беллинсгаузен оставил заметку: «…поспешно доложить для подробного соображения… не будет ли предполагаемая к устройству между Ораниенбаумом и Кронштадтом каменная на мели железнодорожная дамба служить препятствием свободного прохода в море льда, а также не будет ли дамба иметь вредное влияние на Кронштадтский рейд… необходимо иметь в дополнение к чертежам… детальный чертеж самой каменной дамбы, будет ли она сплошной или с арками».
1944 год
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День воинской славы России. Силами войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов в ходе Ленинградско-Новгородской наступательной операции было окончательно разорвано кольцо блокады Ленинграда. Блокада длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. За блокадные дни в Ленинграде погибло от лишений и голода более 630 тысяч горожан, согласно данным, озвученным на Нюрнбергском процессе. Но на самом деле, возможно, погибло до полутора миллионов. За время блокады по Ленинграду было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено более 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Снаряды разрушили 3 тысячи зданий. Несмотря на голод и бомбежки, в городе продолжали работать более 200 предприятий. С
1941 по 1944 год ленинградские заводы произвели свыше 10 миллионов снарядов и мин, 12 тысяч минометов, было изготовлено и отремонтировано 2 тысячи танков. Газета «Нью-Йорк Таймс» написала: «Вряд ли в истории можно найти пример такой выдержки, которую проявили в течение столь долгого времени ленинградцы. Их подвиг будет вписан в анналы истории как своего рода героический миф. Ленинград воплощает непобедимый дух народа России».
В связи со снятием блокады Франклин Рузвельт отправил ленинградцам
телеграмму, в которой президент США написал: «Городу Ленинграду как память его храбрым солдатам и его верным мужчинам, женщинам и детям, которые в условиях изоляции от своего народа захватчиками и несмотря на постоянные бомбардировки и бесчетные страдания от холода, голода и болезней, успешно отстояли свой любимый город в критический период с 8 сентября 1941 до 18 января 1943 и, таким образом, продемонстрировали несокрушимый дух народа Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира противостоять силам агрессии».
27 января 1944 года прогремел артиллерийский салют из 324 орудий. О нем поэтесса Анна Андреевна Ахматова написала:
И в ночи январской беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе.
1946 год
В Соляном городке, во вторую годовщину полного снятия блокады, был открыт Музей обороны Ленинграда, созданный на базе выставки «Героическая оборона Ленинграда», где, в том числе, было показано трофейное немецкое оружие, собранное на Ленинградском фронте по приказу его Военного совета сразу после прорыва блокады в 1943 году. В 1952 году музей был закрыт в связи с сталинскими репрессиями против руководства города военного времени по «Ленинградскому делу», так как музей якобы незаслуженно подчеркивал особую судьбу города и особую роль его руководства. Сегодня легендарный музей успешно функционирует.
1989 год
В этот день Исполком Ленинградского городского совета принял решение «О наименовании улиц и объектов местного подчинения». Были возвращены исторические имена Малой Посадской, Почтамтской улицам и другим магистралям. Кстати, Невскому проспекту и Дворцовой площади имена вернули еще в 1944 году.