Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Сдержанные чёрно-белые картины, лиричные и трагичные одновременно. Это Ленинград. Израненный войной он возвращается к мирной жизни. Именно таким его застал Анатолий Каплан после возвращения из эвакуации в 1944 году. В литографическом цикле и уборка снега, очистка трамвайных путей, разбор завалов, и знакомые всем памятники, здания и набережные.
«Мы видим здесь такой город, в котором ещё разрушения, мы видим набережную, которую восстанавливают. И тут же мы можем увидеть сидящих на скамейке мирных людей», — отметила старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Музея истории Санкт-Петербурга, куратор выставки Татьяна Лешукова.
Именно во время своих прогулок по городу художник всё, что видел вокруг, зарисовывал в рабочие блокноты. Эти уникальные карандашные рисунки также можно увидеть на выставке.
«Эти работы по настроению сложные и где-то, может, даже тяжёлые, потому что художник рисует, с одной стороны, город, который восстанавливается, но восстанавливается после тяжелейшей трагедии и, безусловно, работы наполнены прощанием с какими-то знакомыми, близкими друзьями. И это всё равно находит отклик», — подчеркнул заведующий экспозиционно-выставочным отделом Музея истории Санкт-Петербурга Сергей Воронков.
В экспозиции 160 работ художника. Большая часть из частной коллекции Исаака Кушнира. С творчеством Каплана он познакомился в 70-е. Признаётся, это была любовь с первого взгляда. С тех пор он по крупицам начал собирать работы, выполненные в манере «тихого искусства», как говорят искусствоведы, Каплан и не думал, что его рисунки станут известны всему миру. Некоторые даже сравнивают его с французскими мастерами Сутиным и Шагалом.
«Каждый художник — это индивидуальность, это свой мир. Единственное, что их связывает, — это высочайший профессионализм. Они целованы Богом», — сказал коллекционер Исаак Кушнир.
Творчество Анатолия Каплана по достоинству оценили позже, уже после смерти художника. Сегодня его произведения о «Северной Пальмире» считают одними из лучших. А многие современные мастера пытаются повторить этот стиль.
Для художника безумно интересно посмотреть, как это сделано, потому что видел их вроде миллион раз. И в силу обстоятельств мне доводилось держать их в руках, без стёкол, просто рассматривать. Но всё равно каждый раз находишь для себя что-то новое, потому что удивительная свобода в такой сложной печатной технике», — поделилась художник Екатерина Посецельская.
Литографический цикл «Ленинград» в Петропавловской крепости экспонируется впервые. Познакомиться с творчеством Анатолия Каплана можно до конца февраля.