Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Педальные автомобили – собрание коллекционера Вадима Кунина. В Русском музее можно увидеть и популярные модели, и уникальные образцы. Все они демонстрируют достижения художников-конструкторов, работавших на заводах во времена Советского Союза.
«Ракета», «Ижик», «Мир» – названия для любого советского мальчишки заветные. Получить на день рождения такую мог далеко не каждый. Обладание не просто велосипедом, а настоящим велоавтомобилем, то есть, почти машиной как у папы, поднимало статус его обладателя в любом дворе до недосягаемых вершин.
Один из самых популярных педальных автомобилей производили на московском заводе АЗЛК. Это копия «Москвича» 412-й модели. Между прочим, удовольствие не из дешёвых. Стоила такая машинка 25 рублей. Это как, например, цена двух велосипедов.
25 рублей – в середине 80-х, и около 15 тысяч рублей – сейчас на сайте объявлений, в зависимости от состояния. Коллекционер Вадим Кунин проверяет такие страницы чуть ли не ежедневно в поисках эксклюзива. «Москвичей» в стране осталось действительно много, а вот видавший виды ЗИС, вышедший с конвейера завода имени Сталина в 30-х годах – один.
«Уникальность в том, что таких автомобилей не сохранилось, и я не знаю о наличии у коллекционеров данных автомобилей. И также важно, что он сохранился полностью в оригинальном виде, не подвергался реставрации», – сказал Вадим Кунин, коллекционер.
Впрочем, многое в своем игрушечном гараже Вадим восстанавливал – подкрашивал, покрывал хромом, приводил в коллекционный вид. Вообще, он считает, что больше чем за полвека производства такого рода техники она стала значительно проще. Там, где было железо появилась пластмасса. Со временем электропривод вообще вытеснил педальный.
«Одна из ранних машинок 1932, кажется, года, она вдруг посылает привет конструктивизму – какие-то обводы, обрезы, идущие от 20-х. Потом мы видим такую солидную смесь советского автопрома и голливудских фильмов в кое-каких машинах. Потом мы видим машинки конца 50- 60-х – это так называемый современный стиль – лаконичный, энергичный, графичный», – сказал Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея.
Эти машинки – культурные слои истории страны, упакованные в детскую мечту. Гагарин полетел в космос – на детских площадках появилась «Ракета». Началось строительство БАМа – и ребятню посадили на маленькие грузовички. Освоение целины привело к появлению мини-трактора. Были и чисто практические цели – такая техника, в частности, готовила советских детей к взрослой жизни.
«Для того, чтобы дети с маленького возраста уже могли изучать правила дорожного движения. И в СССР были такие автогородки, куда привлекались инспекторы тогда ГАИ для того, чтобы объяснить правила дорожного движения», – отметил Вадим Кунин.
Показать своему ребенку свою детскую мечту или предаться ностальгии можно в Восточном павильоне Михайловского замка до конца каникул. Коллекционная экспозиция пробудет в Русском музее до 22 января.