Возвращение журнала «Огонек» и открытие двух станций метро: Ключевые события истории Петербурга 21 декабря

21 декабря  05:06 Город

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает об основных событиях в жизни города, которые произошли 21 декабря в различные исторические периоды.

1719 год

В этот день в Санкт-Петербурге был издан закон, определявший порядок ведения добычи месторождений полезных ископаемых и их дальнейшей обработки, так называемая Берг-привилегия. В основу Привилегии были положены три принципа: утверждение верховного права государственной собственности на недра земли (горная регалия) при сохранении имущественных прав дворян на эти же недра; предоставление всем лицам всех сословий беспрепятственно заниматься горным делом («горная свобода») и объявление заводов собственностью верховной государственной власти. Петровская Берг-привилегия объявила горные заводы собственностью верховной государственной власти: «Того ради, мы таковым образом и любовью к верным нашим подданным, токмо нам однем, яко монарху принадлежащие рудокопные заводы и оных употребления, каждому и вообще всем, кто к тому охоту имеет, милостиво соизволяем». К 1719 году, когда была опубликована Берг-привилегия, первый железный доменный завод в России, выплавлял около 25 тысяч пудов чугуна в течение года, действовало шесть доменных заводов, на которых выплавлялось до 150 тысяч пудов чугуна. К 1718 году в России было уже 20 доменных заводов с 25 домнами.

1798 год

Сенат издал указ о запрете на публикацию географических карт без предварительной цензуры географического департамента.

1899 год

Вышел первый номер возобновленного журнала «Огонек», как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости». Издателем выступил некий Соломон Проппер. Он был австрийским подданным, приехавшим в Россию без денег и почти не говорившим по-русски. Заняв деньги у знакомого, Проппер за 13 рублей 50 копеек купил на аукционе право на издание «Биржевых ведомостей» и за короткое время довел тираж газеты до 90 тысяч экземпляров.

С 1902 года «Огонек» стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров, отставая по тиражу только от ежемесячной «Нивы». Нынешний журнал начал выпускаться в 1923 году по инициативе Михаила Кольцова и до 1990 года выпускался издательством «Правда».

1900 год

В Петербурге, в семье потомственных дворян – частного землемера Виталия Петровича Вишневского и Анны Александровны, родился Всеволод Витальевич Вишневский – будущий русский и советский писатель, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент. Во время Первой мировой войны сбежал на фронт, был награжден Георгиевским крестом и двумя медалями. Участвовал в вооруженном восстании в Петрограде в 1917 году, воевал на фронтах гражданской войны. Начал публиковаться с 1920 года.

1916 год

В этот день открылось сквозное движение по железной дороге Мурманск-Петроград. Две бригады рабочих-укладчиков, двигаясь навстречу друг другу с севера и юга, на 537 версте между Кемью и Лоухами завершили укладку последнего участка железной дороги. Мурманская железная дорога стала не только самой северной дорогой Российской империи, но и самой быстро построенной.

1933 год

Сдан в эксплуатацию Ленинградский мясокомбинат, впоследствии головное предприятие объединения «Ленмясопром». После убийства Кирова 1 декабря 1934 года он получил его имя. В советское время мясокомбинат им. С. М. Кирова был вторым по величине предприятием отрасли в Советском Союзе. В 1935-м году на нем производилось в пять раз больше продукции, чем на всех предприятиях Ленинграда в 20-е годы. В 1936 году у главного входа установили бронзовые скульптуры быков, созданные скульптором Василием Демут-Малиновским в 1827 году для Скотопригонного двора на углу Царскосельской дороги и Обводного канала. В 1937-м году макет мясокомбината был представлен на Всемирной выставке в Париже, где получил золотую медаль и диплом Гран-При.

1970 год

Открыты станции метро «Елизаровская» и «Ломоносовская» на Невско-Василеостровской линии. «Елизаровская» названа по проспекту, возле которого возведена, носящему имя российского революционера, советского государственного деятеля, первого народного комиссара путей сообщения РСФСР, зятя Ленина Марка Тимофеевича Елизарова.

«Ломоносовская» была названа по расположенному рядом Фарфоровому заводу, основанному при участии Михаила Васильевича Ломоносова, и носившему на момент открытия станции название «Ломоносовский фарфоровый завод». В проекте станция носила название «Ивановская».

#История Санкт-Петербурга