Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Изначально двустороннюю икону в Эрмитаже относили к Богемской школе. В 1920 году реликвию передали из коллекций Государственного музейного фонда. На одной ее стороне изображено «Поклонение волхвов», на другой – верхний фрагмент сюжета «Успение Богоматери». Но когда выяснилось, что в Музее истории религии хранится вторая нижняя половина алтарной створки, происхождение которой удалось установить лабораторно, то все сомнения развеялись.
«Оказывается, нюрнбергские мастера первой половины XV века очень подражали чешским художникам четырнадцатого века. Потому, что в Чехии живопись XIV века была на очень высоком уровне. И вообще государство и экономика, потому что Чехия была в тот момент на подъеме», – рассказала старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Мария Гарлова.
Единство произведений устанавливалось в течение всего прошлого года. Доски совпадают не только стилистически, но и по составу грунта и красочных слоев. Были схожи даже повреждения.
«Глаза персонажей были выколоты, по нижней части поверхности были выцарапаны вандальные надписи. Лак был мутный, трудно было что-то понять. И только когда реставраторы выполнили свою работу, можно было заняться определением школы, мастера, времени», – отметила Мария Гарлова.
Непонятно когда, кто и зачем располовинил створку, но соединить их вместе теперь даже после реставрации невозможно – утрачен значительный фрагмент живописи, около 15 сантиметров. Только обратившись к помощи современных технологий можно представить, что было на утраченной части, и как выглядела цельная створка трехметрового алтаря. Зато реставраторам удалось склеить две расщепленные части доски. Мало кто верил, что артефакт вообще можно будет восстановить. Отсутствие документальных материалов и иконографии значительно усложняло задачу. Работу реставраторов иначе, как чудом, не назовешь.
«В течение трех лет проводилось раскрытие живописи от поздних наслоений. Их было достаточно много и работа была очень сложная. На специально разработанном в нашей мастерской оборудовании мы склеили две доски. Произведение приобрело небольшое коробление, такой у него признак бытования», – сказала художник-реставратор высшей категории темперной живописи Ирина Гефдинг.
После презентационной выставки икона пополнит экспозицию немецкой живописи Эрмитажа. Вторая часть створки вернется в Музей истории религии. Но исследование редкой немецкой иконографии на этом не заканчивается. Научные сотрудники Эрмитажа уверены, что не все тайны еще раскрыты, и продолжают совместную работу с коллегами из Германии.