Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Недавний пример: петербургские правоохранители накрыли целую банду телефонных мошенников, которые только за 5 дней заработали на доверчивых гражданах Северной столицы больше трех миллионов рублей. Один из пострадавших рассказывает, что его настолько напугали, что лишили на время всякого рационального мышления, другие говорят, что были как будто под гипнозом. Какие бы схемы и приемы не использовали злоумышленники, есть одно очень простое и очень эффективное правило общения с ними. Телеканал «Санкт-Петербург» взял мастер-класс по коммуникации с телефонными аферистами.
Народный артист России Николай Буров распознает телефонных аферистов по первым нотам.
«Звонят обычно очень плохие артисты. Они не артисты, но они уверены, что у них есть способности. Звонят обычно очень плохие психологи, которые уверены, что они роскошные психологи и уж сейчас-то раскатают. Ну и дальше начинается диалог, который, в общем-то, наверное, вести не надо. Надо благодарить и посылать куда-нибудь», – отмечает Николай Буров.
Вести диалог – это и есть самое опасное, что можно предпринять, когда сталкиваешься с телефонным мошенником, предупреждают дипломированные психологи.
«Разговор ведется так, чтобы вы не могли принять решения быстро. Короткими фразами, не дающими вам размышлять. Быстро, хорошо поставленным голосом, чтобы вы в этот разговор погружались. И еще очень важно то, что делают мошенники – они задают вам вопросы. Диалог ведет и управляет процессом тот, кто задает вопросы. Нельзя не ответить, это же не вежливо. И ты отвечаешь и вовлекаешься в эту всю беседу, как воронка, все глубже-глубже туда погружаешься», – рассказывает психолог Ирэна Похомова.
Гораздо чаще попадаются доверчивые пенсионеры, жизнь которых прошла в Советском союзе, где можно было доверять людям, объясняет Николай Буров. Сегодня старики одиноки. Их радует, что зазвонил телефон и молоденький голос, так напоминающей внука, просто звучит из трубки. Отказать невозможно. Мошенники этим пользуются. Отнимать похоронные деньги – хуже мародерства.
«Я член комиссии по помилованию. Ей богу, какие-то вещи – мы же знакомимся очень тщательно и внимательно с делами — какие-то вещи вызывают и сочувствие, и желание помочь. Какие-то, безусловно, нет. Вот если буду когда-нибудь сталкиваться с ходатайством о помиловании осужденного за мошенничество, я буду читать, наверное, по три раза это дело, и если я найду там признаки вот такого мародерства, я никогда не подпишусь под прошением о помиловании», – подчеркивает Николай Буров.
Петербургская супружеская пара обратилась в юридическое бюро с просьбой о помощи. Пенсионеры всю жизнь откладывали кровные, но за один неловкий телефонный разговор лишись всего. Увели полтора миллиона рублей. Теперь честные горожане бояться даже сообщить об этом сыну и вынуждены скрывать от него свою тревогу.
«Позвонил сотрудник, представился, что он из правоохранительных органов – это основа любой схемы – и начал говорить, что ловит мошенников. Звонили с нескольких номеров. И самое основное — просили ни с кем не связываться. Никому ничего не рассказывать. Это очень тайная операция. Звонил «сотрудник из прокуратуры», звонил «следователь» и звонил кто-то из банка. Человеку предоставили реквизиты счетов, сказали, что это его реквизиты, снимите ваши деньги и переведите на эти реквизиты. Потом пришлите нам квитанции», – рассказывает директор юридического бюро Юлия Комбарова.
Телефонные аферисты – не просто мелкие жулики. Это серьезный и прибыльный бизнес. Без преувеличения – тысячи петербуржцев ежегодно теряют деньги со своих счетов, объясняет Юлия. Все потому, что в криминальных схемах задействованы целые команды самых разных людей.
«Поступает ему странный звонок. И мошенники звонят ему и говорят: не забыли ли вы никакие документы в банке? Идите проверьте. Он возвращается, а там оказывается его паспорт. Это говорит лишь о том, что всегда в этой схеме присутствует сотрудник банка. Всегда», – отмечает Юлия Комбарова.
Если жертва опомнилась спустя несколько часов, то деньги уже не вернуть. Заявление в полицию нужно писать как можно скорее. И сразу звонить в свой банк, просить заморозить перевод. Такой же звонок следует сделать и в банк мошенника, куда улетели финансы. Если потерпевший укладывается в терапевтический час – как у медиков — то шансы на обратную транзакцию возрастают. У четы пострадавших петербуржцев они велики. Перевод вовремя остановлен. Впереди судебное разбирательство. Однако поймать преступников вряд ли получится.
«Естественно, обнаружат, на кого открыт счет. Но я вам скажу, что счет открыт, как правило, на людей без гражданства. Незарегистрированных людей так просто не найти. Цепочка строится надежная. И получается, что человека трудно будет найти. Владельца счета фактически на территории страны на момент расследования может не быть. Он снял эти деньги, он передал их кому-то, забрал свою комиссию 10 тысяч рублей и все. Это его вознаграждение. А выгодоприобретатели данной схемы нигде не фигурируют», – предупреждает Юлия Комбарова.
Ловким приемом будет отказ от любых разговоров с незнакомцами по телефону. Эксперты уверяют, нет такого важного звонка ни от спецслужб, ни от правоохранителей, ни от самих банков, который нельзя было бы отклонить без последствий. Если уровень тревожности после неприятной новости из трубки повысился, всегда можно самостоятельно совершить звонок в любое ведомство или компанию, только номер лучше взять с официального сайта.
«Банк сам нам не позвонит. Если что-то нужно, то всегда можно посмотреть в банк-клиенте. В крайнем случае придет какое-то пуш-уведомление, но чтобы банк вот сам звонил, проявлял инициативу, пытался вытянуть какие-то данные, такого не бывает», – объясняет главный редактор финансового издания Татьяна Триндюк.
Мошенники придумывают все более изощренные манипуляции. Однако государство на них столь же быстро реагирует. Центробанк запустил портал «Финансовая культура», где подробно разобраны различные сценарии действий аферистов, а также рекомендации для владельцев денежных средств.