Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Встречает посетителей выставки черно-белая барышня. Какого она сословия, дворянского или купеческого, как её звали, сколько ей лет — мы никогда уже, наверное, не узнаем. Но доподлинно известно, 112 лет назад, осенью, или весною, она стояла в Царском Селе напортив фотографического аппарата и услышала: «Внимание! Сейчас вылетит птичка!».
«И все говорили, что самые лучшие, самые вкусные изделия здесь у Голербаха. Здесь собирались на свидания, здесь собирались и назначались встречи. Здесь лакомились пирожными. И Ахматова Анна Андреевна в своих воспоминаниях об этом упоминает», – рассказала методист Историко-литературного музея города Пушкина Татьяна Горшкова.
Более 150 фоторабот из хранилищ музея и частных коллекций, открыточные виды Царского Села из личной коллекции Игоря Пахорукова. На пожелтевших снимках – дух времени.
«В них отражена жизнь, быт Царского Села 100-летней давности. Это и здания расположенные, как в самом городе, так и музейно-парковые объекты. Папа всегда очень глубоко интересовался городом и хотел передать свою любовь другим людям», – поделился сын коллекционера Игоря Пахорукова Константин Пахоруков.
Визит в фотоателье в конце XIX века был делом не рядовым, что-то сродни культпоходу. С супругой и чадами, с любимой барышней.
На старых снимках не улыбаются. У фотоэмульсии была низкая светочувствительность. Стоять приходилось долго, чтобы дождаться качественного снимка. Света требовалось много, иногда использовали вспышку магния. И сама фотокарточка на долгую память — дело дорогостоящее.
Каждый снимок уникален. Царскосельский дворник Савелий Елисеевич Гультяев — в Российской Империи человек этой профессии был не только метущим, но и наблюдающим. Тайный сотрудник полиции в городе, где находится царская резиденция. Сегодня запечатлённый дворник — не только примета времени, а практически произведение фотоискусства.
«Любительские фотоснимки последнего придворного архитектора Царского Села Сильвио Данини. В этом году мы отмечаем 155 лет архитектору. Сильвио Данини был одним из тех немногих, кто мог в начале XX века приобрести фотоаппарат и снимать свою частную жизнь», – рассказала директор Историко-литературного музея города Пушкина Елена Лермонтова.
Жена с сыном. дочь Вергиния – вся семья с новым урожаем. Сам господин архитектор с фотокамерой на коленях. Ценность всех этих снимков на выставке не в композиции и сюжете. И как переосмыслил Гёте Иосиф Бродский: «Остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо!».