Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Эта миниатюрная скульптура только на первый взгляд кажется таковой. 150-килограммовую композицию шесть человек переносят на специально возведённые леса, над могилой Петра. Необычное зрелище привлекло немало любопытных глаз. Ещё один марш-бросок — и «Пьета», наконец, на своём месте. Её не было в соборе почти полгода. Большую часть времени Богоматерь, оплакивающую Христа, реставрировали. В ходе работ специалисты обнаружили нечто интересное.
«Было повреждено крыло. Мы заменили бронзовый окислившийся пирон на пирон из нержавеющей стали. Сделали тонировки самого шва. И в процессе обеспыливания на пробах мы увидели, что на скульптуре сохранились авторские тонировки, они были в прекрасном состоянии. И наша задача была их просто сохранить», — рассказал художник-реставратор отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа Александр Андроханов.
Автор произведения — итальянский мастер Джованни Дзордзони. Скульптуру вместе с другими статуями для Петра в Россию привёз граф Рагузинский в 1717 году. Известно, что «Пьета» обошлась казне в 47 золотых дукатов и какое-то время находилась в Летнем саду. В подлинности произведения специалисты не сомневаются.
«Есть списки предметов, которые привозились. Данная скульптура была привезена даже известно, на каком корабле. Эти перевозки сопровождались описями», — отметила хранитель Фонда скульптуры Государственного музея истории Санкт-Петербурга Татьяна Щербина.
Историки отмечают, Пётр I не на шутку увлёкся античными скульптурами после своего путешествия по Европе. Тогда мраморные изваяния у народа вызвали более серьёзный шок, чем даже отрезание бород.
Первые статуи, бюсты и рельефы стали появляться в новой столице вместе с первыми дворцами и парками. Ими стали украшать также и храмы. Это было поистине культурной революцией того времени и одним из важных преобразований императора. Пётр Великий собрал более 250 скульптур. До наших дней дошли примерно две трети.
Считается, что в главной царской усыпальнице «Пьета» появилась после смерти императора, когда по указу Анны Иоанновны на его могиле началось формирование особого убранства. Сцена оплакивания Христа Богоматерью стала символом скорби. Некоторые историки предполагают, что «Пьету» установить в соборе завещал сам Пётр.
«Это довольно редкий для скульптуры развёрнутый сюжет, потому что чаще такие композиции встречались в живописи своего вмени», — подчеркнул заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Сергей Андросов.
«Пьету» с могилы Петра убирали дважды. В послереволюционные годы скульптуру изъяли и на место вернули лишь в начале 80-х годов прошлого столетия. Во второй раз мраморное изваяние покинуло Петропавловской собор в этом году, но уже для реставрации в Эрмитаже. Там же в течении двух месяцев «Пьета» была экспонатном на выставке скульптур из коллекций Петра Великого.