Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Впервые были проведены полномасштабные исследования культурного слоя, который насчитывает почти два тысячелетия. Результаты этой работы представили в Северной столице на международной конференции. Один из главных её итогов — полученные данные позволят существенно откорректировать план восстановления Триумфальной арки, а также воссоздать её в более достоверном с исторической точки зрения виде.
Триумфальная арка Пальмиры знакома поколениям советских граждан по учебнику истории древнего мира. Авторы поместили на титульную страницу изображение древнего монумента из далекой Сирии как один из символов ушедшей эпохи. Сегодня кшел и сам памятник — его уничтожили боевики в 2015 году. Теперь увидеть архитектурный шедевр можно лишь на старых фотографиях или на 3D-модели, созданной петербургскими учеными.
Восстанавливать арку также взялись специалисты из Северной столицы. Раньше такой возможности не было. Венецианская хартия, которой следует ЮНЕСКО, запрещает реставрацию с использованием воссозданных элементов памятника. Ситуацию изменил пожар в соборе Парижской богоматери. Парижане не захотели расставаться с любимым собором.
«Мы сейчас проводим параллель, что арка Пальмиры это тот же символ, как символом Парижа является Нотр-Дам, над которым сейчас идёт работа по восстановлению. Это очень важно. Это нужно донести до наших международных коллег. И это определит ту форму реставрации, которая будет применяться», — отметил Алексей Михайлов, специалист по охране памятников, участник проекта.
Мировое ученое сообщество признаёт, что более профессиональных реставраторов, чем последователи ленинградской школы, не существует. У них за плечами уникальный опыт. К тому же восстановление Триумфальной арки Пальмиры для наших специалистов — дело чести.
«Мы Северная Пальмира. Мы находимся в здании, которое построил Росси, который построил арку Главного штаба, в которой он использовал хитрое решение, которое было в Пальмире. Наши реставраторы очень консервативны. Это одна вещь. А с другой стороны, наши реставраторы восстанавливали пригороды Ленинграда после войны, которые были разрушены», — сказал Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа.
Но прежде чем реставрировать, нужно было подобрать способ восстановления, который устроит ЮНЕСКО. Всё-таки арка имеет статус памятника мирового значения. Малейшая ошибка в подготовке работ может обернуться культурной трагедией.
«Культурный слой накапливался на этой территории в течение двух тысячелетий. И, соответственно, его можно было бы утратить при проведении реставрационных работ. А утрата таких научных данных равна научному преступлению. Поэтому мы весной приняли решение о необходимости проведения археологических раскопок», — рассказала Наталья Соловьёва, руководитель Центра спасательной археологии ИИМК РАН.
Осенью этого года петербургские археологи впервые в истории провели комплексные исследования подземной части арки. Работали специалисты из Института истории материальной культуры РАН в содружестве с Русским географическим обществом, Эрмитажем и министерством обороны.
«Результаты очень хорошие. Удалось открыть то, что было задумано, и определить конструкции фундаментов пилонов и арки. Кроме того, открылись новые страницы жизни этого памятника, другие эпохи», — рассказал Сергей Соловьёв, ведущий научный сотрудник ИИМК РАН, участник проекта.
Для подготовки к реставрации ученые воссоздали первоначальный облик памятника. Каждый камешек, оставшийся после разрушения, сканировали и переносили в цифровое пространство. Получилась детальная 3D-модель арки. А у петербургских архитекторов была нетривиальная задача — понять, как работали их коллеги, жившие 1 700 лет назад.
«На плоской части камня пилона, который сейчас сохранился, находится античная разметка, которую во время строительства мастера очень часто делали. Это даёт очень много о понимании процесса строительства, логике архитектурного проекта и того, как выглядели те части, которые не сохранились», — отметил Максим Атаянц, Заслуженный архитектор России, участник проекта.
В итоге исследователи обнаружили четыре угловых камня фронтонов арки, капители больших колонн, примыкавших к флангам юго-восточного фасада, узнали структуру основания и фундамента древнего сооружения. Обладая этими данными, ученые начали разрабатывать способы восстановления монумента.
«Добиться если не стопроцентной, то максимальной обратимости всего процесса. То есть, условно говоря, мы её как-то собрали, потом что-то новое открылось или новое выяснилось, и мы можем разобрать и снова собрать», — пояснил Никита Явейн, Заслуженный архитектор России, участник проекта.
Разработанные методы реставрации петербургские ученые представили на специальной конференции. Какой подход выбрать, решит Международный научный комитет по Пальмире. Реставрация арки начнется после всех согласований с ЮНЕСКО.