Отреставрированный «Портрете императрицы Екатерины II» вернулся в Эрмитаж

7 октября 2022 21:38 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

1
При участии Группы «СМП Банк» отреставрирована картина Государственного Эрмитажа. Речь о «Портрете императрицы Екатерины II » конца XVIII века кисти немецкого живописца Андреаса Каспара Гюне.

Екатерина II во всей красе. Парадный портрет, демонстрирующий не только мастерство художника, но и значительные исторические детали. Императрица на фоне Академии художеств – это она ее основала. Указывает на книгу, где ею изложена концепция «просвященного абсолютизма».

«Таким образом продемонстрировано, что Екатерина – покровительница искусств. Екатерина – просвещенная императрица, которая переписывалась с Вольтером. Екатерина – это императрица, которая создала наш музей – Эрмитаж», – рассказала заместитель гендиректора и главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина.

Символично, что сам автор Андреас Каспар Гюне приехал в Россию по приглашению императрицы и провел здесь полжизни. У него целая серия полотен, посвященная триумфу страны при Екатерине Великой. Конкретно эта картина последние сто лет не реставрировалась. И поскольку Группу «СМП Банк» связывает с Эрмитажем давняя дружба, компания с радостью оказала поддержку.

«Для нас это достаточно символичная вещь, почему? Потому что это эпоха, та эпоха в России, которая была одной из самых великих. Поэтому мы с радостью взялись за этот объект. И я хочу особенно поблагодарить реставраторов, тех, кто это сделал руками. Потому что деньги сами по себе ничего не могут. Нужны те руки, которые умеют и хотят это сделать», – отметил управляющий филиалом АО «СМП Банк» в Санкт-Петербурге Александр Конышков.

А работа действительно была кропотливая. Реставрация длилась больше года. Удаляли копоть, пыль, старые слои лака. И в итоге полотно буквально заиграло яркими красками.

Обычный гость музея едва ли заметит, но есть все-таки на картине следы реставрации. Прямоугольники. Это следы старого лака. На верху и один внизу. Их специально оставили для эффекта «было и стало».

А еще проявилось то, что раньше было мало заметно – например, 6 пальцев на руке императрицы. Можно было бы шутить про «фотошоп», будь это современное творчество, но на холсте – ход авторской мысли.

«Когда художник что-то пишет, то он в процессе работы меняет свое представление, меняет идею и переписывает. Вот, в частности, можно видеть, что у Екатерины менялось положение ног, кисть руки – движение пальцев менялись. Художник искал местоположение, которое бы его удовлетворило», – объяснил художник-реставратор Максим Лапшин.

Сотрудничество Группы «СМП Банк» и Эрмитажа, конечно, продолжится. В год здесь реставрируется около 5 тысяч экспонатов. Но конкретно этот пример меценатства особенно показателен из-за внушительных размеров произведения.

#картинка #Эрмитаж