Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Вопросы грядущего объединения жилищно-коммунальных счетов в одной платёжке обсуждаются уже не первый год. Минстрой рекомендовал сделать это ещё приказом от 2018 года. Все участники процесса с его необратимостью смирились, но кидаться в омут с головой не спешат.
«Не хотим ошибок. Не хотим, чтобы жителям стало неудобно. Хотим, чтобы это прошло максимально незаметно. В идеале, чтобы человек получил квитанцию и сказал: «Ой, как хорошо стало», — рассказал генеральный директор «ЕИРЦ Петроэлектросбыт» Денис Шабарин.
О том, что может быть нехорошо, говорится не из лишней пугливости. Были, как говорится, прецеденты. В своё время счета за капитальный ремонт включили в платёжки за электроэнергию, и в какой-то промежуток времени люди обнаружили по этой статье расходов большие долги.
«Основной момент — это то, что человек просто пропустил платёж. Он не обратил внимания, где-то в какой-то квитанции не оплатил и всё. Соответственно, потом он долгое время не видел, что у него есть эта задолженность, и когда мы включили задолженность в сумму к оплате, люди увидели эти долги и, естественно, возникло много вопросов», — поделился заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта Даниил Прокофьев.
Специалисты объясняют: неразбериха возникла из-за разницы подходов к формированию платёжки. До определённого момента счета выставляли за период с начала до конца каждого месяца, в каждой новой платёжке не отражались долги предыдущего расчётного периода. В новых квитанциях сумма к оплате будет начисляться с учётом нарастающего остатка.
«В ситуации, если житель был три месяца на даче и три месяца не платил, вернувшись в город, ему нужно будет взять все три квитанции и оплатить каждую из них. Здесь другая логика. Приехал с дачи, взял последний платёжный документ — в нём есть всё. И текущие начисления, и то, что ты когда-то пропустил», — объяснила заместитель генерального директора по работе с клиентами «ЕИРЦ Петроэлектросбыт» Анна Ситникова.
Макет единого платёжного документа, который представили в Жилищном комитете, в целом понятен и довольно информативен. Но по ряду позиций вопросы всё равно имеются.
Если потребитель не дотошен, ему вполне будет достаточно сведений из разделов «Один» и «Два». Главные цифры — в верхнем правом углу: номер лицевого счёта и сумма к оплате. До линии отрыва — расшифровка: текущие начисления за расчётный период и долг на начало этого периода и набежавшие пени.
Ниже линии отрыва — привычная многим таблица, в которой подробно расписано, сколько и за что вам насчитали непосредственно за прошлый месяц. Кроме пункта «Содержание жилого помещения», эти затраты непосредственно в платёжном документе не расшифровываются. Из чего складывается сумма, каждый сможет увидеть либо в своём личном кабинете, либо запросив справку в Едином расчётном центре.
Опускаемся ниже и видим ещё две таблицы. Они отражают информацию о перерасчётах и о сумме к оплате, если используется рассрочка. Правее — цифры общедомовых приборов учёта и как они распределились между квартирами и подъездом.
И, наконец, в самом низу — второй по обсуждаемости вопрос грядущих нововведений — страхование имущества. По умолчанию эта сумма не включена в подытог. Чтобы застраховаться, необходимо в соответствующей графе поставить галочку.
На квитанции два QR-кода. Тот, что поменьше, для добровольного страхования вашей недвижимости. Жилком подчёркивает, именно добровольный статус этой услуги. Каждый сам решает, нужна ли она. Если оплата прошла по ошибке, то есть 14 дней, чтобы вернуть деньги.
Важный нюанс: квитанция единая, но не единственная. В одну структуру сливаются расчётные центры ВЦКП и «Петроэлектросбыта». При этом ряд организаций из числа поставщиков будут пока наблюдать за процессом со стороны и продолжать печатать свои квитанции. В частности, газовщики. Предполагается, что со временем и они поймут преимущества централизованных расчётов, но силком загонять всех под одну крышу Смольный не будет.
«У нас появляется один большой городской расчётный центр, но это не исключает функционирования малых расчётных центров, иных расчётных центров или не исключает возможности изготовления и доставки платёжных документов самими управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК, которые зачастую сейчас это и делают», — отметил председатель Жилищного комитета Санкт-Петербурга Олег Зотов.
Если возвращаться к аллегориям, то поиск «подводных камней» в процессе внедрения единой квитанции — дело не быстрое. Жителей не просто ставят перед фактом грядущих перемен, а приглашают к диалогу. Общественники уже выступили с рядом инициатив, не без основания обидевшись, что на совещания по обсуждению макета их не звали.
«Если мы говорим о единой квитанции, то там будут собраны все представители: и НЭО, и управляющие организации, и все организации, которые предоставляют коммунальные услуги. И хорошо, если справочная будет тоже единым окном, как и единая квитанция, где люди, оплачивающие эти услуги, могли бы получать исчерпывающую информацию, а не точно так же, как сейчас, обращаться во все структуры, получая аргумент от лица, принимающего платёж, что на этот вопрос мы вам ответить не можем, вам нужно обратиться либо в Фонд капитального ремонта, либо в управляющую компанию, любо в «Теплоэнерго» или «Водоканал», — подчеркнула руководитель регионального центра общественного контроля в СПб НП «ЖКХ Контроль» Алла Бредец.
Ну, и самое главное — переход на новую систему расчётов с поставщиками и потребителями не произойдёт одномоментно. Единая квитанция появится сначала даже не в рамках одного района, а лишь одной управляющей компании. Эксперимент начнётся скорее всего в межотопительный сезон 2023 года.