Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Памятник первому российскому императору по заказу Екатерины II создал приглашенный из Франции скульптор Этьен Фальконе. Сами работы проходили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Позже в помощь французскому мастеру назначили российского архитектора Юрия Фельтена.
Работы над созданием памятника шли вовсе не гладко. Законченная в июле 1769 года гипсовая модель памятника ожидала отливки. Фальконе, которому никогда прежде не приходилось самому выполнять подобные работы, отказался делать отливку самостоятельно и ожидал приезда французского мастера Б. Эрсмана. Литейщик в сопровождении трёх подмастерьев прибыл в мае 1772 года, имея при себе для гарантии успеха всё необходимое.
Но долгожданный мастер оказался не в состоянии выполнять требования скульптора и скоро, по настоянию Фельтена, был уволен. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе.
Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. По легенде, во время работы лопнула труба, по которой заливалась бронза, и только благодаря стараниям мастера Емельяна Хайлова удалось спасти нижнюю часть памятника. В 1777 году мастера выполнили верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке.
В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Россию. Уезжая, он увёз с собой все чертежи и технические расчеты. Работы по завершению памятника были поручены Фельтену. Памятник торжественно открыли 7 августа (18 августа) 1782 года. Стоит отметить, что на его открытие Фальконе так и не пригласили. Не исключено, что виной тому напряженные отношения архитектора с президентом Императорской Академии художеств Иваном Бецким.
«На первой же встрече с Фальконе испортилось отношение друг к другу. Потому что он (Иван Бецкой) сказал: «Как мы будем делать наш памятник?». Фальконе на него удивленно посмотрел и ответил: «Нет, это мой памятник, это не ваш», – рассказал скульптор Павел Игнатов.
Пьедестал Медного всадника создан из огромного гранитного монолита. Нашли Гром-камень в окрестностях деревни Лахта. По мнению ученых, он уникален – аналогов по составу нет ни в Швеции, ни в Финляндии. Название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме Александра Пушкина «Медный всадник».
В феврале этого года завершилась масштабная реставрация памятника. Она стала первой за последние 46 лет. Специалисты полностью избавили монумент от следов времени.
«Бронза не имеет ржавчины. Она подвержена корродированию. Кислая среда, которая образовывается в неровных поверхностях, дает элемент коррозии. Наша задача, как реставраторов, была – выявить очаги этих моментов «бронзовой» болезни, устранить их, положить новый слой патины, в том числе и холодным газодинамическим способом», – поделился административный директор компании-подрядчика Денис Косицин.
За время работ проверили также крепление копыт коня к Гром-камню. Специальные штыри уходят вглубь почти на метр. Поэтому петербуржцы и гости города могут быть уверены – повторить сюжет поэмы не удастся. В реальности Медный всадник свое место не оставит.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»