День рождения русского балета, первый в стране киносеанс: Ключевые события истории Петербурга 4 мая
1738 год
4 мая можно по праву назвать днём рождения русского балета. В этот день в 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала указ об основании «Танцевальной Ея Императорского Величества школы». Возглавил ее французский танцмейстер Жан-Батист Ланде Так была заложена основа российской классической школы танца.
Подобное учреждение стало первым в империи и мире, где обучали детей дворцовых служащих. В первую труппу набрали 12 девочек и мальчиков. Среди них Аксинья Сергеева (Баскакова), Андрей Нестеров, Елизавета Борисова и Афанасий Топорков. Учились танцовщики три года.
Позже петербургская школа стала готовить актеров для Мариинского и Большого театров. Одним из педагогов был француз Шарль Дедло, который 20 лет преподавал в училище. С 1855 по 1877 годы здесь учил будущих танцоров великий Мариус Петипа. Сегодня Академию русского балета, носящее с 1957 года имя Агриппины Вагановой, возглавляет премьер Большого театра Николай Цискаридзе.
1827 год
В 1827 году Николаю I была подана докладная записка о создании парка на даче Лесного института. По заранее подготовленному плану там стали осушать болота, сажать молодые деревья и создали штат сотрудников.
В 1830-х годах вокруг Лесного института стали продавать землю частным лицам, дабы они могли строить дачные участки. Так постепенно стал появляться новый район Санкт-Петербурга. Лесной парк положил начало существующей до сих пор «зеленой зоне» Лесотехнической академии.
1861 год
Утверждено положение о переводе Румянцевского музея из Петербурга в Москву. Музей открылся в Санкт-Петербурге в 1831 году. В его основу была положена коллекция госканцлера, дипломата, мецената и историка графа Николая Петровича Румянцева. Это был первый в России публичный частный музей, где было представлено крупнейшее собрание книг, рукописей, живописных произведений, монет, этнографических и исторических материалов. 23 ноября 1831 года, двери музея открылись для публики.
Музей входил в состав Императорской Публичной библиотеки и испытывал большие финансовые трудности. Его хранитель, русский писатель, основоположник музыкознания, публицист и издатель Владимир Фёдорович Одоевский, беспокоясь о сохранности собрания, предложил перевезти Румянцевские коллекции в Москву, туда, где они могут быть сохранены и востребованы.
Комитет министров Российской империи принял решение о переводе в Москву Румянцевского музея, а также о создании Московского публичного музея. В 1861 году началось комплектование и организация фондов и переезд Румянцевских коллекций.
1896 год
В летнем саду театра «Аквариум» на Каменноостровском проспекте состоялся первый в Российской империи киносеанс. Французский импресарио Рауле Гюнсьюрг организовал показ короткометражки братьев Люмьер. Фильмы показывали в антракте спектакля.
Зрителям представили документальные фильмы «Разрушение стены», «Выход рабочих с завода» и, конечно же, «Прибытие поезда». Это 50-секундный немой фильм, который показывал прибытие поезда на железнодорожную станцию во французском городе Ла-Сьота, состоял из всего одной сцены и был снят на неподвижную камеру. Когда фильм впервые показали в Париже, он вызвал панику. Вот что написал тогда немецкий журналист и критик Хельмут Карасек в журнале Der Spiegel: «Фильм имел особое воздействие на зрителя и вызывал страх, ужас».
Начиная с 4 мая 1966 года, в СССР стали отмечать День первого киносеанса в России.
1910 год
Открылся Всероссийский съезд по борьбе с торговлей женщинами. Его организовало Российское общество защиты женщин. Интерес к этому собранию, наряду с феминистками, проявили и чиновники Министерства внутренних дел, юстиции, торговли и промышленности, а также МИД. Председательствовал доктор медицины, член 3-й Государственной думы Василий Константинович фон Анреп.
Главной темой стало такое экономическое, социальное и этическое явление как проституция. Собравшиеся делегаты признали, что она возникла из-за бедности женщин и их бесправия. В качестве мер, которые могли изменить ситуацию, предложили сделать для женщин начальное образование доступным и бесплатным, дать право принимать участие в центральных законодательных учреждениях и органах самоуправления.
1914 год
На Симбирской улице (улица Комсомола) был торжественно открыт памятник Петру I. Император был изображен в полный рост, опирающимся на пушку и повернувшись лицом к главному зданию Арсенала.
В «Историческом описании Арсенала», выпущенном к 200-летнему юбилею, про памятник сказано: «Вот уже осязательны плоды его нечеловеческих трудов и усилий! Царственный взор бодро и с верой устремлен вперед, в будущее его державы, с гордым сознанием, что одной его волей здесь, среди болот и лесов, зарождается новый источник величия и мощи России — «здесь всему заводится начало».
Условия конкурса предполагали изображение Петра I при посещении построенного в 1712 года на берегу Невы Литейного двора. Победителем конкурса стал молодой скульптор Всеволод Всеволодович Лишев, а бронзолитейные работы выполнены в мастерской К. И. Миглинника.
Судьба скульптуры основателя города оказалась непростой. В 1931 году памятник демонтировали и отправили на переплавку. На его месте водрузили бюст советского революционера, полководца и военного теоретика Михаила Васильевича Фрунзе.
1926 год
В этот день было окончательно прекращено существование Екатерингофского дворца. Его остатки были проданы. Вот как об этом рассказывает один из исторических документов: « Крестьянин П. К. Сорокин, житель Ленинграда, уплатил 700 рублей и обязался сломку здания и фундамента произвести за свой счет и своими средствами. Полученный от сломки материал и мусор убрать, а место постройки спланировать и утрамбовать».
Интересна история названия этого дворца. 1 мая 1703 года была взята крепость Ниеншанц. Не зная о капитуляции, к ней подошли два шведских корабля, которые были успешно захвачены петровскими солдатами. Это была первая в истории победа российского военно-морского флота в ходе Северной войны. В 1710 году Петр I «для сей преславной морской баталии, в знак сей победы» рядом с местом сражения заложил дворец с садом, которую назвал Екатерингоф.
Фото: пресс-служба Эрмитажа