Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
За час до начала концерта коридоры Мариинского театра заполняются звуками то ли скрипки, то ли органа. Оказывается, так необычно звучит колёсная лира. Название связано с нехитрым механизмом инструмента.
— Есть у нас струны, натянутые струны, и, изменяя длину струны, мы получаем музыку. У нас здесь вместо смычка колесо.
За почти тысячелетнюю историю лира успела побывать и инструментом бродячих музыкантов, и модной игрушкой высшего света, а в ХХ веке она пережила репрессии и массовые уничтожения. Ни дерево, из которого делали корпус, ни жильные струны испытания временем не выдержали. Понять, как она выглядела, можно разве что по музейным экспонатам или живописным полотнам. А вот старинные африканские инструменты сохранились отлично.
«На самом деле традиционных инструментов в мире много. Например, на этом инструменте, на этой арфе, играет вся западная Африка, сейчас это Сенегал, Мали, Гамбия», — пояснил Сергей Чернышов, руководитель творческого объединения «Русский обычай».
Тем временем готовится солистка, а точнее, первая арфа Симфонического оркестра Мариинского театра Софья Кипрская. Хрупкая девушка с двухметровым инструментом справляется легко и изящно. Говорит, это была любовь с первого аккорда и на всю жизнь. Чтобы приобрести арфу, родителям даже пришлось пожертвовать семейным автомобилем. Приглашение в труппу Мариинского театра она получила по местным меркам рано — в 17 лет. С тех пор покорила уже не один десяток конкурсов и сцен мира.
«У меня очень часто трещины на пальцах, потому что большой репертуар и в оркестре, и в соло. Но клей БФ в помощь музыкантам, помогает», — рассказала Софья Кипрская.
Этническое наследие России широким мазком. Русские гусли, калмыцкие и монгольские мелодии звучат в разных интерпретациях. За дирижёрским пультом Валерий Гергиев.
Одна из самых сложных партий фестиваля, которую ещё предстоит показать зрителям — спектакль по Достоевскому. Авторский проект арфистки Анны Макаровой вроде и для детей, но с посылом совсем недетским. За «Сон смешного человека» берутся далеко не все российские театры, сюжет сложный и глубоко символичный.
«Мы во главу угла ставим такие вещи, что через пару лет понимаем — это просто смешно. Жизнь — это просто, легко, весело. Фёдор Михайлович это выразил одним словом — любовь. Как только вы научитесь любить, все само по себе и определится», — сказал Игорь Лепихин, актер Санкт-Петербургского театра комедии имени Акимова.
Фестиваль «Северная лира», который, кстати, в 2017 году придумала и организовала Софья Кипрская, продлится до 10 апреля. Зрителей обещают удивлять. Например, на гуслях зазвучит Вивальди, а Адажио из «Щелкунчика» будет сопровождать арфа.
Репортаж подготовила корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Мария Гончарова.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»