В Михайловском замке Русского музея открылась выставка Александра Рубцова
На открытии выставки присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Тунисской республики в России Тарак Бен Салам, генеральный директор Государственного Русского музея Владимир Гусев, заместитель генерального директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова, коллекционер Меди Дусс, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX века – начала ХХI века Альфия Низамутдинова.
Еще до Первой мировой войны в Тунисе побывали такие признанные мастера живописи как Василий Кандинский, Пауль Клее и Август Макке. Пребывание там дало им мощный заряд вдохновения, но все же осталось для них эпизодом. Для Александра Рубцова Тунис стал главной темой творчества и смыслом существования: он посвятил ему свою жизнь.
Петербуржец, последователь традиций классической русской живописи, Рубцов блестяще окончил в 1912 году Императорскую Академию художеств. В награду получил право на четырехлетнюю поездку за границу. Посетив Францию, Италию, Испанию, он пересек Средиземное море и прибыл в марокканский порт Танжер, где погрузился в удивительную, чарующую и загадочную атмосферу Востока. Вскоре Рубцов приехал в Тунис «всего на несколько дней и остался… на всю жизнь», как признавался потом сам художник в своем дневнике.
В этой стране родился новый Рубцов, который обретал новые источники вдохновения и находил новые сюжеты своих работ. Он изучил язык местных жителей, стал вести летосчисление по-арабски и подписываться «Искандер Рубцов». Художник любил побродить по маршрутам странствий мусульманских отшельников, по далеким проселочным дорогам. Уютные арабские ресторанчики, уличные сценки, городские площади, узорчатые двери старинных домов – все это привлекало Рубцова и было отражено в его работах.
Рубцов зарисовывал, как ткут ковры и готовят национальную еду, с дотошностью изучал керамику, ткани, вышивки, кружева, любой самобытный декор. В кармане его костюма для путешествий всегда лежал блокнот, в котором Рубцов фиксировал детали и подробности – насекомых и формы ракушек, птиц и животных, татуировки местных жителей, архитектурные фрагменты, арабские «граффити» в заброшенных пустынных селениях, лица, позы и жесты берберов, мавров, бедуинов.
Имя живописца было известно в Старом Свете, он публиковался в журналах, активно выставлялся, получал заказы на портреты, дававшие средства к существованию, поскольку другие свои работы он продавал неохотно. Франция, где Рубцов бывал почти ежегодно, в какой-то мере заменила ему Россию, какую он знал и в какой жил до революции.
В год смерти Рубцова правительство Туниса разрешило русскому землячеству построить в столице церковь Воскресения Христова, участвовать в украшении которой хотел художник.
Сегодня благодаря многолетней работе коллекционера Меди Дусса в нашей стране происходит восстановление памяти об Александре Рубцове как об уникальном и неповторимом русском художнике.

Фото: пресс-служба Государственного Русского музея

Фото: пресс-служба Государственного Русского музея

Фото: пресс-служба Государственного Русского музея
Фото: пресс-служба Государственного Русского музея