Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Расстройство аутистического спектра – сокращённо РАС. Учёные до сих пор не нашли причины возникновения болезни, а многие врачи, особенно в глубинке, её просто не видят. И что не менее страшно, её часто «не видит» общество или делает вид. Именно поэтому с 2008 года в мире об аутизме широко говорят, но есть сотни людей, которые всё остальное время многое делают.
Уже 30 лет здесь помогают особенным детям. Уникальный центр на Васильевском острове – это сад и школа, где юные петербуржцы с аутизмом получают реабилитацию. Здесь говорят: каждый ребенок – как головоломка, к которой нужно подобрать свой ключ.

Главное на занятиях – создать эмоциональный контакт с каждым ребенком. Ведь поначалу они не хотят играть и взаимодействовать друг с другом и с воспитателем. Многие практически не говорят. Еще одна особенность работы: четкое зонирование пространства и строгий режим дня. О том, что пришло время завтрака или прогулки, детям сообщают специальные карточки.
«Визуальная поддержка – это вообще основное для детей с аутизмом, потому что они нашу речь вообще как белый шум воспринимают. А вот если они видят картинку, у них очень хорошо визуальный анализатор развит, как правило. И это помогает нам в обучении», – рассказала учитель-дефектолог Ираида Зинченко.

Диана Грязева занимается в центре с четырех лет. То, что с дочерью что-то не так, ее мама Екатерина заметила, когда малышке был год. Она перестала смотреть в глаза и отзываться на свое имя. Врачи долго не могли поставить диагноз. Драгоценное время для реабилитации было упущено.
«Я собралась и начала жить. Поняла, что нам надо преодолевать шаг за шагом. Я поняла, что мой ребенок никогда не будет обычным, как вы, я. Она всегда будет особенным ребенком. Но это не мешает ей жить счастливо, с нами, в гармонии, иметь друзей», – рассказала основатель фонда «Мы тоже тут» Екатерина Грязева.

Диана любит бег, участвует в марафонах наравне с «обычными» людьми. А в сентябре пойдет в первый класс, здесь же, в региональном центре аутизма.
Два года назад семья Романовых бросила все в Хабаровске и переехала в Петербург. Только здесь Марселю могли помочь с реабититацией. Поддержку мама нашла в фонде «Антон тут рядом». Благодаря занятиям мальчик «раскрылся»: научился общаться со сверстниками, а в сентябре готовится пойти в школу.
«Очень надеемся, что попадем в ресурсный класс. Потому что мы поняли: инклюзия — это для него. Это 100 процентов. Потому что он сейчас начал смотреть на других детей и ему интересно. Он повторяет за ними, перенимает интересные вещи. Марсель готов. Мы с ним изучаем и цифры, и буквы, и читать можем. И он хочет заниматься», – рассказала мама Марселя Марьяна Романова.

Ресурсный класс – это пространство, оборудованное специально для детей с аутизмом, но в стенах обычной школы. Выполнять задания каждому ребенку помогает тьютор. Еще есть учитель, психолог, логопед и супервизор. Подобрать квалифицированный персонал сложно.
«Нет возможности, например, сделать так, чтобы педагоги были уже обученными, чтобы они понимали, как с детьми работать. Зачастую такого не происходит. Поэтому мы, родители, в свое время сделали НКО, стали привлекать средства на обучение. Чтобы мы могли в школу пригласить консультантов по прикладному анализу поведения. Чтобы они и детей обучали, и консультировали», – отметила учредитель и директор АНО «Спектр А» Елена Шептала.

Инициатива создания таких классов принадлежит родителям. Сейчас в городе таких кабинетов около двадцати. Этого, конечно, не достаточно. С каждым годом детей с аутизмом все больше. При этом специалисты до сих пор не знают природу этого состояния. Вариантов расстройства – великое множество. А бывает и так, что никакого аутизма у ребенка нет, хотя клиническая картина похожа.
«По факту выявляется, что ребенок просто плохо слышит, тугоухий, или у него есть аденоиды. Или какая-нибудь история, что это хронический отит. Корректируя вот эти моменты, отваливаются аутоподобные черты, например, с постоянным открыванием рта», – отметил невролог, заместитель главного врача клиники Олег Фирсенков.

В центре на Васильевском острове особенные дети могут учиться до 9 класса. К сожалению, после выпускники учреждения чаще всего оказываются снова запертыми в своих квартирах. Руководство мечтает создать такое место, где они смогут жить и работать.
«Мы хотим, чтобы это был круглогодичный центр, а может, это будет ферма под Ленинградом. Где будут коттеджи, где дети будут жить с сопровождением психолога. И где они будут заниматься тем трудом, к которому они способны. А они способны», – рассказала заслуженный учитель РФ, директор школы №755 «Региональный центр аутизма» Василеостровского района.
После весенних каникул родители, которые создали некоммерческие организации, соберутся вместе, чтобы решить, как создать такую ферму. Уже сейчас понятно: без поддержки чиновников не обойтись.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»