Экономика новой реальности: Что будет после санкций с ипотекой, автомобилями и туризмом

5 марта 2022 18:21 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Экономика новой реальности: Что будет после санкций с ипотекой, автомобилями и туризмом
Новая экономическая реальность заставляет перевёрстывать и личные планы, и городскую повестку. Санкции, безусловно. повлияют на многие экономические процессы в городе, но не должны затронуть социальную сферу. Об этом заявлял губернатор Петербурга.

Смольный обещает бизнесу поддержку. Власти мониторят ситуацию с продовольственным и лекарственным снабжением. Впрочем, нельзя не признать, что есть отрасли, которые неизбежно понесут потери.

Работа на распределительных складах супермаркетов сегодня не отличается от обстановки двухнедельной давности. Погрузчики уверенно передвигаются среди полок, чередуя движение вверх и вниз. Самые спросовые продукты на месте – с запасом.

«Это, безусловно, бакалея, это хлеб, свежая молочная продукция, свежая мясная продукция и, конечно же, так называемый борщевой набор, который всегда у нас традиционно пользуется высоким спросом. Нет ни одного сбоя от нашего поставщика, производителя. Со всеми мы находимся в диалоге. Пока мы не видим никаких рисков», — рассказала представитель федеральной торговой сети Ольга Волкова.

Нет очередей и в аптеках. В интернете активно нагнетался тезис о дефиците лекарств – скором и уже наступившем. Но ситуация такова, что каждый пятый российский препарат производится именно в Петербурге. Благодаря проекту «Фарма-2020» на территории региона вырос целый фармацевтический кластер.

«Мы застрахованы, вы помните первую и вторую волну пандемии, когда были опасения, что нам не хватит препаратов, но мы справились. В прошлом году мы открыли, назовем, первый в России завод по производству активных фармацевтических субстанций, то есть того сырья, из которого непосредственно делаются препараты», — отметил председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик.

Приостановили поставки автомобилей и комплектующих крупные концерны. Цены тут же подскочили. Те, кто сделал ТО 10 дней назад, сильно сэкономили. Во многих автосалонах ценники меняются каждый день, порой каждый час. Сегмент седанов эконом-класса ушел на уровень серьезных джипов. Это связано не только с курсовой разницей но и с нарушением логистики. И отчасти с паникой.

«Кто то малодушничает, а где-то идёт по предоплате 50%, а курс сейчас какой — они и поднимают цены. Плюс многие попросили сразу оплатить все долги. Сейчас курс скакнул до 115 рублей и, скорее всего, он плюс-минус отыграется обратно. Но оплатить все просят сейчас.», — отметил автоэксперт Дмитрий Лысенко.

С уходом чешского и немецкого автопрома, по прогнозам экспертов, разворот на Азию произойдет быстрее – он, кстати, и так назрел. Корейцы популярны давно, сейчас ожидают китайские автомобили. Они давно уже научились их делать, тем более что технологии там европейские — лучших компаний.

«Китайские компании покупали очень крупные европейские и использовали их технологии. И сегодня можно их смело покупать. Единственное, не очень понятно, сколько они будут стоить на вторичном рынке, просто потому что нет продолжительной статистики», — добавил Дмитрий Лысенко.

Волнения на рынке недвижимости больше всего коснулись ипотечного сектора. Ключевая ставка была озвучена в районе 20% — пересмотр коснется и льготного направления. Сегодня новые квадратные метры покупаются в подавляющем большинстве случаев именно в ипотеку, и к увеличениям ставки нужно относиться аккуратно. Такие попытки повышения уже были и раньше, но не прижилось.

«Под 20% мы видели и в 2008, и в 2014 году. Были попытки развивать ипотеку под 20%. Это продукт абсолютно невостребованный. Всё, что выше 15%, это не массовый продукт, надо думать, как опустить ставку под 10%». – считает эксперт в области недвижимости Андрей Тетыш.

С наибольшими сложностями столкнулись те, кто находился в стадии подбора вариантов, и на ставку, более чем 10%, оказался не готов. На выправление ситуации нужен не один день, но эксперты уверены, это весьма реально.

Закрытие воздушного пространства ударит и по туризму. По мнению специалистов, больше всего после пандемии российских туристов ждали на Кипре и Греции — они первые могут заговорить об изменениях ситуаиции в небе. Увеличится популярность пока диковинных азиатских направлений. Очевидно, остаются Турция и Египет.

Эксперты ситуацию на рынке сравнивают со штормом: сейчас пик. Но повторяют: любая волна отступает. Ситуация, может, не будет прежней, но станет понятной.

Репортаж подготовил обозреватель телеканала «Санкт-Петербург» Александр Буренин.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»