Что смотреть и слушать на выходных в Мариинском театре
Концертный зал Мариинского театра
В Концертном зале Мариинского театра с начала сезона проходит цикл концертов солистов оперы под названием «Мастера Кировской – Мариинской сцены»: в них выступают признанные исполнители, чьи имена сегодня составляют историю и славу петербургской труппы. Такие концерты дают возможность публике услышать любимых артистов с коронными ариями из их репертуара. На вечере 5 марта выступят Екатерина Семенчук и Татьяна Павловская, Юрий Марусин, Николай Путилин и Александр Морозов. В программе — арии из «Тоски», «Пиковой дамы», «Князя Игоря», «Самсона и Далилы» и «Алеко». Симфоническим оркестром Мариинского театра дирижирует Кристиан Кнапп.
Мариинский–2
По традиции, в дни Масленой недели Мариинский театр показывает «Снегурочку» Николая Римского-Корсакова. Созданная на одном дыхании, среди теплых полей и рощ, под пение птиц, эта опера стала гимном красоте, гармонии, природе, жизни и любви. В трактовке режиссера Анны Матисон, поставившая оперу Римского-Корсакова в 2020 году на родной для нее сцене, «Снегурочка» не пантеистический миф о нарушении и восстановлении космического равновесия, а история одинокой девушки-подростка, которая попала во взрослый мир, населенный корыстолюбивыми лжецами. Спектакль идет в великолепном оформлении петербургских театральных художников — Ирины Чередниковой и Александра Орлова. В партии Снегурочки выступают Айгуль Хисматуллина, Анна Денисова и Кристина Гонца.
Концертный зал Мариинского театра
Денис Мацуев и Валерий Гергиев с музыкантами Мариинского театра посвящают симфонический вечер музыке Сергея Рахманинова: прозвучат Вторая симфония и Второй фортепианный концерт. Монументальность формы, разнообразие и мощь фортепианной фактуры, конкурирующей с многокрасочной палитрой оркестра, придают Второму концерту подлинно симфонический размах. «Колокольность» и лирические темы, напор волевых ритмов и тихий свет созерцательного покоя — всё в этой жемчужине русской музыкальной классики исполнено необычайной красоты.
Мариинский–2, Зал Прокофьева
В камерном зале имени Прокофьева, который находится в новом здании Мариинского театра, 6 марта пройдет концерт новой музыки. Четырех композиторов, чьи имена вынесены на афишу этого концерта, объединяет место работы — симфонический оркестр Мариинского театра. Пианист Эдуард Кипрский представит пьесу «Заколдованное озеро» для виолончели и фортепиано и вокальную балладу по Пушкину «Утопленник». Скрипач Алексей Крашенинников предстанет как автор пьесы Nosata для детской скрипки и фортепиано. Альтист Вартан Гноро предлагает познакомиться со своим Concerto duo (концертным дуэтом) для кларнета и альта, а валторнист Алексей Позин — с поэмой «Легкокрылая ладья» и Концертом для гобоя с оркестром. В исполнении произведений участвуют авторы, артисты Мариинского театра и приглашенные певцы Екатерина Фенина (сопрано) и Александр Гонца (баритон).
Мариинский–2
Алексей Ратманский первым из отечественных постановщиков трактовал «Золушку» Сергея Прокофьева как сочинение серьезное, взрослое. В спектакле 2002 года все было поперек канона или как будто назло ему: никакого пафоса и сказочной оторванности от быта. При этом хореограф заставил зрителя расслышать в музыке Прокофьева юмор и гротеск, тоску одиночества и неуют. Вместо декоративной избыточности на сцене публика видит скупую и суровую графику — спектакль оформляли художники-архитекторы Илья Уткин и Евгений Монахов. Чудеса здесь совершает деловитая старушка-нищенка заодно со свитой задиристых панков, а Золушка облачена в «производственный» наряд для утреннего балетного класса.
В ближайшем спектакле выйдут Надежда Батоева (Золушка), Константин Зверев (Принц), Мария Ильюшкина (Худышка), Злата Ялинич (Мачеха). Подробнее о постановке читайте на виртуальной выставке Мариинского театра.
Концертный зал Мариинского театра
Обе эти одноактные оперы — части Триптиха, написанного Пуччини по заказу Метрополитен-оперы в годы Первой мировой войны. Действие «Сестры Анжелики» происходит в женском монастыре, и здесь ни разу не солирует мужской голос. Сначала обитель кажется раем на земле, но постепенно фокус сужается, и в центре внимания оказывается сестра Анжелика — дочь благородных родителей, когда-то опозорившая семью незаконной связью. Черная комедия «Джанни Скикки» открывается остроумной сценой, где «безутешные» родственники оплакивают уход богатого дядюшки Буозо. Всех из проведет плут Джанни Скикки, а в финале влюбленные Ринуччо и Лауретта будут любоваться Флоренцией и грезить о земном рае.
Историческая сцена Мариинского театра
«Так поступают все, или Школа влюбленных» — третья и последняя часть оперной трилогии Вольфганга Амадея Моцарта и Лоренцо Да Понте, куда вошли также «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». Название пришло из «Свадьбы Фигаро». Когда Граф обнаруживает в комнате спрятанного Керубино, Дон Базилио в терцете с Сюзанной и Графом выводит умозаключение: Cosi fan tutte le belle, то есть «Так поступают все красавицы». Либретто, которое часто упрекали в вялости действия, Моцарт скучным не считал. Увертюра настраивает на очень интенсивное развитие событий. На 12 арий приходится 17 (!) ансамблей, от монументальных до крошечных.
Концертный зал Мариинского театра
Концертный зал Мариинского театра
Два коллектива Мариинского театра представят на сцене Концертного зала свои праздничные программы. Музыканты медно-духовой группы оркестра играют популярную классику в переложении для этого состава инструментов. В концерте под названием «Навстречу весне» прозвучат увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского, фрагменты из сюиты «Планеты» английского композитора Густава Холста и танго Астора Пьяццоллы. Страдивари-ансамбль под руководством скрипача Лоренца Настурики-Гершовичи сыграет по случаю 8 марта программу «Серенады и танго», составленную из произведений Антонина Дворжака, Эдуарда Элгара и Астора Пьяццоллы.
Историческая сцена Мариинского театра
Как минимум один фрагмент из оперы Лео Делиба «Лакме» знает каждый: когда две индийские девушки, отправляясь за лотосами, запевают Цветочный дуэт, слушателей охватывает восторг узнавания. Как цветочная пыльца, эта мелодия разлетелась по рекламным роликам и саундтрекам, но Делиб был щедр на ласкающие слух напевы — и ради них стоит послушать оперу целиком. Помимо знаменитого Duo des fleurs, со сцены звучат пылкие дуэты-признания, проникновенные арии, загадочные хоровые моления, эффектные танцевальные мелодии баядерок и даже водевильные куплеты. Гвоздь оперы — виртуозная ария Лакме с колокольчиками, требующая фантастически подвижного голоса и хрустально чистого интонирования на запредельно высоких нотах.
Фото: Мариинский театр / «ВКонтакте»