Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Илья Морозов – создатель развлекательного проекта квестов в виртуальной реальности. Каждая игра рассчитана на компанию, обеспечивает полное погружение. Бизнес начал 5 лет назад. Стартовали с друзьями, сразу задумав аттракцион полного цикла, включая разработку программного обеспечения.
«Вложения, если брать конкретно наш проект с нуля, это порядка 20-30 млн рублей. Это две игры полного цикла, начиная с разработки концепта до самой игры. Открытие самого клуба – это не так дорого. Дорого разработка ПО, поддержание железа, чтобы оно было исправно», — рассказал Илья Морозов.
Говоря о железе, Илья имеет в виду необходимое для игры оборудование, в том числе, камеры и датчики, сопоставляющие движения игроков и персонажей в кадре. Реалистичность в итоге максимальная. Отсюда солидная стоимость разработки. Правда, учитывая высокий спрос на такого рода развлечения, вернуть инвестиции можно довольно быстро. В день один квест приносит до 100 000 рублей. Илья и его компания уже продали несколько франшиз, вернув себе инвестиции еще несколько лет назад.
Подобных проектов, работающих в сегменте b2c, то есть, для частных лиц, на российском рынке VR порядка 10%. Куда больше тех, кто продает продукты для бизнеса. Как раз такие создаёт в уютном офисе в Петербурге компания Николая Анисимова. Это обучающие проекты для сотрудников компаний в формате VR.
«К примеру, человек приходит на работу, и в первый рабочий день его задача понять, как устроена компания. Через виртуальную реальность он своими глазами быстро наблюдает: вот завод во Владивостоке, вот удаленный офис в Новосибирске, или как работает другой департамент», — рассказал Николай Анисимов.
А еще с помощью технологии можно без каких-либо рисков воспроизводить аварии, оттачивать навыки управления самолетом во время нештатных ситуаций и многое другое. Сегодня в России подобные продукты создают порядка 40 компаний с хорошей рыночной экспертизой. Главный плюс бизнеса: для старта много денег не требуется.
«В 2016-м году мы заходили с инвестициями порядка миллиона рублей. Но это была скорее сумма, чтобы поддерживать операционную деятельность. Самое главное здесь иметь не деньги, а иметь команду. Вы можете из дома начать работать как угодно, и показывать клиенту, что у вас есть классный продукт», — отметил Николай Анисимов.
Сейчас оборот компании – порядка 500 000 долларов в год. Даже во время пандемии удалось вырасти в 3,5 раза. Дальнейшее развитие, конечно, во многом будет зависеть от экономической ситуации в мире. Но ребята с оптимизмом смотрят в будущее.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»