Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Ну а что в таком случае делать негосударственным театрам, которым не приходится рассчитывать на столь мощную государственную руку помощи? В Петербурге часть из них может рассчитывать на субсидии и гранты из городского бюджета. Тот случай, когда маленьких в большой культурной столице видят.
Искусство буквально в шаговой доступности. Сейчас в городе более полусотни негосударственных театров. Местную пищу духовную фаст-фудом назвать язык точно не повернется. Драматические, кукольные, театры танца — важная часть культурной экосреды.
Этот театр появился по ту сторону Черной речки еще до того, как сюда добралась ветка ленинградского метро. За 40 лет здесь поставили больше шести десятков спектаклей. Артисты и зритель близки во всех смыслах. Даже до сцены от первого ряда меньше метра.
«Камерный театр даёт возможность разговаривать со зрителем практически шепотом, ты настолько близок к нему, что он настолько чувствует тебя кончиками пальцев», — рассказал Иван Латышев, режиссер театра «За Черной речкой».
За год выпускают одну-две постановки. Актёров тут можно назвать фрилансерами. «Театр за Черной речкой» для них по-настоящему для души. Ведь, больших денег тут не заработать.
«Конечно, это сложно экономически, юридически. Масса вопросов, которые нам приходится решать самим. Денег, которые мы зарабатываем хватает на то, чтобы театр жил и играл репертуар», — поделился Анатолий Журавин, актер, заместитель директора «Театра за Черной речкой».
Северная столица вообще единственный город, где негосударственным театрам дают материальную помощь. В этом году на конкурсной основе из бюджета выделят почти 80 миллионов рублей. И глядя на то, что делают театры, которые буквально держатся на энтузиастах, не возникает никаких вопросов.
Видимо из скромности, награды прикрыты в шкафу. В театре КУКФО за первый выпущенный спектакль получили сразу же две золотые маски — еще 18 лет назад. Постановкам тут буквально придают огранку, над одной работать могут по два года.
Кукольный формат подходит всем — и взрослым, и детям. И поэтому здесь «Всадник купрум» по Пушкину, «Кошка, которая…» Киплинга и многие другие. С любовью до последнего штриха сделанные куклы, небольшая труппа без четко распределенных обязанностей. И вот создатель театра сама выставляет свет для «Аленького цветочка».
«Мы и монтировщики, мы и реквизиторы, мы спектакль ставим. Мы следим за реквизитом. Если в наших силах поправить, мы поправляем», — рассказала Ольга Донец, актриса театра КУКФО.
Петрушки, планшетные, теневые, тростевые — количество кукол не счесть. Среди них есть и настоящие звезды, покорившие мир кинематографа. Вот они, петербургские марионетки в фильме Тимура Бекмамбетова «Девять». Театр всегда ждут с гастролями в разных городах.
«Мы очень много ездили, раньше мы по четыре раза в месяц куда-то выезжали, вот. Путешествовали. Большая часть декораций, допустим, «Бабушки», вот этот спектакль, он упаковывается в два чемодана», — рассказала Анна Викторовна, художественный руководитель театра КУКФО.
На какой площадке появится Театр ненормативной пластики, узнать можно только из соцсетей. За 10 лет существования он так и не обзавёлся собственной сценой. Здесь многое за гранью нормы и конформности. Со зрителем чаще говорят на самом универсальном языке — языке тела.
Кажется, в каждом изгибе настоящая драма, эмоции, немые и в то же время такие громкие монологи и общение. Почти для всех артистов Театр ненормативной пластики — работа по совместительству. Но именно для нее, например, ведущий актер Антон Леонов оставил в прошлом более классический театр.
«Отработав 4 года в государственном театре, я понял, что некое выгорание происходит. Я согласен работать не более двух лет в таком режиме — по 20 спектаклей в месяц, репетиции каждый день. Потом понимаешь, что начинаешь как-то экономить силы», — поделился Антон Леонов, актер Театра ненормативной пластики.
«Ненормативная» в названии — это не только провокация бунтарей-создателей. Актеры рассказывают, если вдруг режиссер им говорит, что кто-то начал танцевать, значит точно что-то пошло не так. Вне традиции и репертуар — здесь истории о судах по убеждениям, жизни мальчика из блокадного Ленинграда, об аборте на позднем сроке и все то, что волнует современного зрителя.
«Театр — это отражение действительности. Отражать и говорить о проблемах, которые для нас сейчас понятны. Вопрос об актуальности — это самый главный вопрос», — сказал Роман Каганович, создатель и идейный вдохновитель Театра ненормативной пластики.
На него отвечают почти все площадки. Благо, тут настоящее многоголосье, ведь лет 10 назад негосударственные театры можно было пересчитать по пальцам. Сейчас их больше, их выбирает не только зритель.
«За последние пять лет можно сказать о том, что главная театральная премия нашей страны «Золотая маска» заметила и стала все чаще и чаще включать в свою орбиту именно петербургские негосударственные театры», — отметил Алексей Пасуев, театральный историк, критик.
Петербург — настоящая столица маленьких, камерных театров разных форматов, без собственных площадок, потому что город выбирает искусство доступное и высокой пробы. Ведь если бы качество хромало, то зритель точно не шел бы снова и снова в этот, кажется, совсем другой негосударственный театр.
Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»