Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
— Он занимался переводами, был специалист по английской литературе. Он жил творчеством, это феноменальная трудоспособность. Потом он страдал бессонницей.
Он был талантливым литературоведом. За творчество Некрасова он взялся еще в начале XX столетия. После революции по просьбе Горького он восстанавливал выхолощенные царской цензурой стихотворения классика. Глаголом жег Николай Алексеевич на страницах перешедшего к нему от Пушкина «Современника». Немыслимые тиражи. Тут не то, что боязнь редакторов – самоцензура отстукивала стихотворные ритмы. Свободу Некрасов искал везде, где можно.
«Некрасов пишет в одном из своих автографов, что стихи принадлежат Гейне. И, как оказалось, он пытался просто перехитрить цензуру. Корнею Ивановичу удалось найти текст, где уже была отметка «моё»», – рассказала Юлия Васильева, ведущий хранитель экспозиции музея Некрасова.
Чуковский не просто литературовед – для реставрации лирики Некрасова нужно было быть историком, социологом, даже следователем. Строки он восстанавливал по сборникам стихов. Цензоры из-за небольшого выпуска экземпляров не так критически относились к изданиям. Что-то Чуковский находил в личных письмах. В итоге, к первому изданию возрожденных стихов он заменил больше трёх тысяч строк в одной лишь книге.
«На первом этапе революционных преобразований почему литераторы с таким интересом отнеслись к этому и во многом включились? На первом этапе казалось, что открывается дорога и шлюзы, что прежде было запретно», – отметил Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея имени А. С. Пушкина.
Тем самым Чуковский открыл себя совершенно с другой стороны. А что до его детских рассказов, то здесь за писателем едва ли не ведущее место в русской литературе по сей день. И это не преувеличение. Ведь даже пять лет назад тираж проданных книг автора составлял два миллиона копий.
Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»