Домры, гусли, балалайки: в филармонии выступил академический русский оркестр имени Андреева

20 марта 2022 16:43 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Домры, гусли, балалайки: в филармонии выступил академический русский оркестр имени Андреева
День рождения концертной балалайки отмечают в Петербурге. Ей исполнилось 134 года. Это один из самых известных инструментов. Петербург – город , где была создана концертная балалайка, на которой сейчас играют российские и мировые музыканты.

В Большом зале филармонии выступает Государственный академический русский оркестр имени Андреева. Впервые о нём заговорили в марте 1888-ого года. Тогда еще даже не оркестр, а «кружок любителей игры на балалайках», произвел фурор. Руководил им Василий Андреев. Он для всех открыл русский народный музыкальный инструмент. Андреев решил объединить балалайки по принципу симфонического оркестра. 

«Для удобства игры Андреев придумал лады. Он разделили гриф, как на гитаре, и стало проще с этим управляться. Андреев придумал кроме балалайки обычных размеров, балалайку приму, секунду и контрабас. Разные размеры пробовал», – рассказал народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Государственного Академического Русского оркестра имени Андреева Дмитрий Хохлов.

Нынешний руководитель и главный дирижер Русского оркестра продолжает традиции Андреева. Музыкантам под силу программы любой сложности: от народных мелодий до мировой классики. Стоять с ними на одной сцене мечтают начинающие балалаечники. В музыкальном лицее инструмент осваивают восемь лет. 

«Это достаточно сложный инструмент, который требует физической силы. Звук извлекается пальцами. Пальцам извлекать звук больно. Особенно на начальных стадиях», – добавил директор Санкт-Петербургского музыкального лицея Виталий Романов.

Ева не из пугливых. На балалайке играет четвертый год. Сначала занималась в школьном кружке, потом поступила в музыкальный лицей. В свои десять лет является призером музыкальных конкурсов. 

«Сложно достаточно. Главная сложность заключается в технике. Чтобы правильно пальцы ставить и правильно играть», – ученица Санкт-Петербургского музыкального лицея Ева Сечина.

Разобраться в технике помогают опытные педагоги. Желающих играть на балалайке, как правило, не много. Дети если и поступают в лицей, то осознанно.

«Идут дети, которые знают, что это такое. Приходят целенаправленно», – добавил старший преподаватель отдела народных инструментов Санкт-Петербургского музыкального лицея Александр Кучин.

Сегодня балалайка является полноправным участником музыкальных ансамблей и джазовых проектов. 

Репортаж подготовила корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Наталья Медведева.

Фото: Государственный академический русский оркестр имени В.В.Андреева
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»