В Петербурге открыли выставку, посвященную борьбе с эпидемиями XX века в России

3 февраля 2022 07:14 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

В Петербурге открыли выставку, посвященную борьбе с эпидемиями XX века в России
В Российской национальной библиотеке открылась выставка, которая посвящена тому, как в России боролись с инфекционными заболеваниями в XX веке.

Искусство плаката было доступно широким массам. Образы и короткие энергичные тексты понятны каждому. Как отмечают специалисты, советские плакаты по степени воздействия на зрителя сопоставимы с храмовыми фресками. Все, к чему эпидемиологи пытаются приучить население сейчас, в начале тридцатых умещалось на одном информационном листе.

Генеральный директор библиотеки Владимир Гронский рассказал, что в те времена у каждого человека также должно было быть удостоверение о прививке – иначе его не пускали в общественные места. Таким образом в СССР боролись с оспой.

К видам агитации, предвосхитившим плакат, можно отнести санитарно-просветительские лубки начала 19-го века. Первые же плакаты были рукописными. Позже их стали печатать, используя трафареты. Одну из таких не тиражных работ «Будет поздно, когда закричишь «Ой», давшее название выставке, автор Владимир Лебедев рисовал по заказу агентства «Окна» РОСТА. Тогда, летом 1921 года, в Петрограде свирепствовала холера. Куратор выставки Александр Эсоно описывают работу как выразительную, позволяющую выразить болезнь в духе авангарда.

Многие из плакатных мастеров подходили к работе не как к социальному заказу, а как к искусству. Так, Владимир Маяковский на гнушался работы с плакатами, нарушая в подобном творчестве привычные рамки. В агитлистах он использовал юмор и неологизмы. Все же залог хорошего плаката — так называемый «читабельный» лозунг. Текст в советской графике на особом месте, а шрифты отражают дух времени. К примеру текст, стилизованный под рукописный почерк — некая попытка доверительного общения с народом.

Красный цвет — неотъемлемая часть многих агитационных плакатов. По мнению современных маркетологов, этот цвет учащает сердечный ритм и активизирует внимание. Плакаты в красной гамме призывали к действию. Соблюдать чистоту, гигиену, мыть руки, прививаться.

Все работы для выставки тщательно отбирались из огромного количества в фондах библиотеки. Яркие и хлесткие рисунки не только рассказывают о жизни страны, ее победах и успехах над болезнями, но и позволяют почувствовать атмосферу ушедшей эпохи.

С выставкой познакомился корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Атлыгишиев.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»