Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Я решила во время дороги буду ставить себе микрозадачи. Вот сейчас я у этого фонарного столба. Надо дойти до следующего.
Тут непонятно, откуда она вообще брала силы. Физические – страшный мороз и голод, и моральные – в феврале 1942 года у Ольги Берггольц умирает второй муж Николай Молчанов. От Дома Радио – места, где чеканила пронзительную лирику «блокадная муза», она отправляется на правый берег Невы. Пешком, транспорт уже не работал.
Блокадным маршрутом спустя 80 лет идут петербуржцы. По мирному городу, очищенным тротуарам. Тогда в блокадном Ленинграде Ольга Берггольц шла по узенькой вытоптанной дорожке. И так 14 километров. Свой маршрут она описала в автобиографической повести «Дневные звезды». И там же путевые заметки, которые не могут оставить равнодушным, кажется, никого.
«Сейчас я услышала, что под каждым фонарем складывали трупы и висела афиша веселенького кино. Мне кажется, такие вещи придумать, если такие вещи ты прочитаешь в книжке, ты подумаешь, что все это какой-то Лавкрафт и все это неправда», – сказала участница челленджа Александра Кузнецова.
Музей «Невская застава» эту экскурсию называет челленджем, ведь это и сейчас не так просто преодолеть пешком 14 километров. А в годы блокады это был не вызов, а жизненная необходимость. Петербуржец Павел Васильев прошел по следам жителей осажденного города не один раз.
«То, что удивляет, это все таки, как эти люди проходили эти маршруты. В условиях блокадного города. Даже сегодня в относительно комфортных условиях – это вызов, это проблема. Как люди это делали той страшной зимой, совершенно непонятно», – признался участник челленджа Павел Васильев.
Во время пути экскурсоводы рассказывают, что двигало жителями блокадного города в тот момент. В те февральские дни Ольга Берггольц преодолевала почти 15 километров, чтобы добраться до амбулатории при комбинате имени Тельмана.
«В Ленинграде на тот момент близким человеком, до которого можно дойти, оказался только отец. Федор Берггольц и вот к нему она отправляется пешком, для того чтобы возможно поплакаться, пожаловаться и получить поддержку. Чтобы не погибнуть самой», – пояснила научный сотрудник музей «Невская застава» Дарья Киселева.
Музейщики разработали несколько челленджей: еще есть пути простого рабочего завода «Большевик» Дмитрия Богданова и художника Василия Власова. Маршрут последнего – самый настоящий вызов – его протяженность 32 километра.
«Когда мы идем 32 километра, мы остаемся, в какой-то момент наедине со своими мыслями, даже если ты когда-то общаешься с собеседниками, но все равно ты идешь и думаешь о том как это было. То есть мы попробуем на какую-то толику момента почувствовать то, что чувствовали люди в блокадном городе», – сказала методист по научно-просветительской деятельности музея Евгения Лурье.
Проект музея «Невская застава» существует уже пять лет. Те, кто прошел хоть раз, часто возвращаются, ведь тут буквально с каждым новым шагом подробностей самого трагического периода в истории непобежденного города становится больше.
Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»