В Петербурге начала работу первая «Школа театрального тифлокомментатора»

4 декабря 2021 10:49 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

В Петербурге начала работу первая «Школа театрального тифлокомментатора»
Стать глазами для незрячих и передать весь смысл происходящего на сцене. Обучиться этому искусству стало возможным в Петербурге.

В Северной столице начала работу первая «Школа театрального тифлокомментатора». Это совместный проект института специальной педагогики и психологии имени Валленберга и лаборатории «Театр без границ» при грантовой поддержке государства. Первые восемь человек начали обучение по программе. 

Здесь главное – слышать, а не видеть. Условия максимально приближены к тому, как мир чувствует незрячий человек. «На слух» нужно постараться уловить и воспроизвести образ как можно точнее.

Обучаются восемь человек. Все они служат в петербургских театрах и осваивают новую профессию – тифлокомментатор. Это своего рода проводник для незрячего. Во время спектакля он описывает все, что происходит на сцене.

«Для меня открытие, что для бамбука надо находить какое-то слово, что это дерево, и причем надо успевать это сказать между фразами артиста, чтобы не дай Бог не нарушить восприятие», – говорит актриса Молодежного театра на Фонтанке Ирина Полянская. 

Сначала объясняют, как выглядит занавес, декорации, костюмы, а затем переходят к действиям героев и их эмоциям. Такой принцип – от общего к частному. Педагог курса – она сама инвалид по зрению – говорит: подбирать слова нужно очень точно.

«Незрячие люди – они очень грамотны, образованы и первое пожелание у них к комментарию – это культура речи», – отмечает кандидат психологических наук, доцент Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, спикер «Школы театрального тифлокомментатора» Ия Ростомашвили.

Мало где в Петербурге могут показывать такие спектакли – далеко не у всех есть нужное оборудование. Театр Эстрады имени Аркадия Райкина один из первых обустроил рубку для тифлокомментаторов. Елена – ученица школы – уже осваивается на будущем месте работы. Правда, пока без зрителей. Перед дебютом – тщательная подготовка и репетиции.

Комментатор сидит в отдельном помещении, чтобы не мешать ни актерам, ни зрителям в зале. За спектаклем наблюдает с помощью трансляции на мониторе.

«Театр – это всегда живой процесс. Несмотря на то, что текст подготовлен, ты понимаешь, что актер может где-то сымпровизировать, где-то мизансцена будет построена несколько иначе, чем ты видел это в записи. Образы должны быть настолько точными, чтобы они не вызывали каких-то ненужных ассоциаций, не путали зрителя», – говорит менеджер по рекламе Театра эстрады имени Райкина Елена Махина. 

Если в Москве подобные спектакли показывают уже на протяжении пяти лет, то для Петербурга – опыт новый. И последнее время к таким практикам проявляют особый интерес.

«Уже сейчас существуют заявки от других театров, которые узнали о существовании подобного проекта. И думают о том, чтобы вписаться в следующий год», – делится  руководитель «Школы театрального тифлокомментатора», руководитель проекта ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ Светлана Мурза. 

Это лишь первый шаг к созданию инклюзивной и доступной среды города. Города, в котором каждый, вне зависимости от особенностей здоровья, может ходить в кино, музеи и театры.

Подробнее в материале Марии Гончаровой.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»