Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Уникальные кадры: на корме можно легко различить надпись «Вайгач». Все это время ледокол считался утерянным. Именно благодаря ему в начале XX века удалось собрать ценные данные о льдах и климате побережья Восточной Сибири. Искать затонувшее судно начали только в прошлом году — помогли эхолоты и магнитомеры. Новость сразу дошла до внучки одного из офицеров корабля. Она же решила поделиться с РГО ценными документами.
«Они у нас хранились в семейном архиве. Это совмещенная карта, где 13, 14, 15 год, место зимовки. И показаны тоже маршруты, и еще показано, какие они проводили работы: опись побережья и другие разные научные изыскания. Карты, оригинальные, не перепечатанные», — рассказала внучка Николая Евгенова, советского исследователя, офицера ледокола «Вайгач» Анна Шварц.
За этот год провели несколько десятков экспедиций. Одна из главных — на древний курган в республике Тыва. От ранних скифов до Средневековья — уникальный памятник относят к девятому веку до нашей эры. Захоронение скрыто в непроходимых болотах. Археологи и около сотни добровольцев РГО начали трудиться на этой местности четыре года назад, последнее время попадаются редчайшие артефакты.
«Мы не можем сказать, что это такое. Это вот, может быть, какая-то деталь украшения, условно мы называем ее короной. Скифский нож, довольно много предметов конской упряжи. Есть очень маленькие такие находки. Есть ритуальный сосуд более позднего времени», — рассказала заместитель директора Института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьева.
А эти кадры переносят нас на Курильские острова. Сложнейшая операция по перевозке черепа зубатого кашалота. Вес гиганта – 1 тонна 200 кг. Таких находок — всего три на всю Россию. Эта достояние экспедиции под названием «Восточный бастион». С помощью вертолета ценный груз перенесли на судно и затем доставили в столицу. Однако и таким достижением поиски точно не ограничатся.
«В следующем году запланированы археологические исследования на острове Итуруп, которые мы уже прошли в 2019 году. Но интерес археологов — а мы вернули туда исследователей из Кунсткамеры — они не были там порядка 20 лет, таков, что мы с удовольствием предоставляем им возможность работать уже на исследованных нами территориях», — отметил директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин.
Кроме природных памятников, большой интерес для ученых представляет период Великой Отечественной войны. Много времени посвятили обследованию аэродромов воздушной трассы Аляска — Сибирь. Так называемые перевалочные пункты для поставок американских боевых самолетов по договору ленд-лиза. В этом месте постоянно находят авиационную технику тех времен.
«Был найден американский грузовик. Это аэродромный тягач, как нам сейчас известно, в мире таких не сохранилось, а сохранность его поражает. Он лежит в тундре, в кустах», — рассказал директор Научно-исследовательского центра современной истории Иван Анохин.
По итогам всех экспедиций не только пополняются коллекции музеев, но и появляется возможность вспомнить тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за будущее нашей страны. Например, обещают увековечить память летчиков, погибших на этой воздушной трассе в военные годы.
Репортаж корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Марии Гончаровой.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»