Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
С черно-белой фотографии 90 летней давности смотрят уставшие люди в шинелях. Это бригада скорой помощи начала 1930-х на Малой Садовой, тогда — улицы Пролеткульта.
«Время было сложное по многим вопросам. Во-первых, очень много есть упоминаний, когда снимались врачи с должности, это было связано с делом врачей. Очень тяжелый период — военный период, потому что людям приходилось в условиях войны, в условиях блокады работать», — говорит заведующая объединенным архивом комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Юлия Кускова.
Тысячи сухих приказов по медицинскому ведомству — портрет эпохи без лести. Среди пожелтевших бумаг находим размышления о «зеленом змие». Вывод автора закономерен: трудовому народу с горячительным не по пути.
А вот еще один приказ от третьего марта 1932 года — в больницу с пулевым ранением доставлен некий гражданин Сучков. Доктор Монтвинд рану промыл, а медсестра сделала перевязку, после этого пациента отпустили домой. И только через месяц выяснилось: нерадивый врач забыл достать из гражданина Сучкова пулю, доктора судили и приговорили к общественному порицанию.
С первых лет образования городского комитета по здравоохранению работа медиков — это борьба за здоровье и жизни горожан. В этом году Петербург начал многолетнюю программу реновации и переоснащения детских и взрослых медучреждений первичного звена.
«Программа рассчитана до 2025 года, финансирование — это 21 миллиард, 48% Российская Федерация и 52% региональный бюджет на приобретение оборудования новейшего, на капитальный ремонт. Вот это два направления весомых», — говорит начальник отдела по организации амбулаторной медицинской помощи комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Лариса Соловьева.
Самым тяжелым испытанием для всей системы здравоохранения города, подчеркивают специалисты, стала пандемия коронавируса. Среди ее жертв и сами врачи. В первые месяцы эпидемии комитет, говорят его работники, был похож на военный командный пункт.
«Реально ощущал себя в бункере Жданова: когда темно, светло — ты сидишь, работаешь, куча предложений от поставщиков по оборудованию. То есть это горы бумаги до потолка из предложений. Но так работали все, можно было в три часа ночи позвонить в Минздрав и там были люди, которые могли ответить тебе на любые вопросы», — говорит первый заместитель председателя комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Андрей Сарана.
Расхожее выражение «развернуть койки» не отражает и половины сложности задач, которую городу пришлось решить всего за месяц. Настоящим прорывом и гордостью для петербургского Комздрава стало возведение госпиталей-трансформеров. Всего построили четыре подобных почти на полторы тысячи коек. И все же, чтобы избежать госпитализации, уже есть проверенный рецепт. Вакцины от коронавируса, напоминают петербуржцам, в городе предостаточно.
«Мощность наших пунктов позволяет производить в течение суток не менее сорока тысяч инъекций на максимуме. Тот запас вакцин, который у нас есть, если его рассчитывать исходя из текущих цифр вакцинации ежедневных, хватит больше, чем на два месяца», — говорит председатель комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Дмитрий Лисовец.
По прогнозам Дмитрия Лисовца, заболеваемость коронавирусом в обозримом будущем вновь может ощутимо пойти вверх. Но система, наученная предыдущими волнами, кажется, уже выработала все оптимальные схемы решения проблемы.
Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Громов
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»