Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Возможно, когда-то эта музыка вдохновляла первых строителей Пальмиры. Клинописные ноты хурритского гимна № 6 для арфы нашли неподалеку, в сирийском Угарите. Сегодня звуки древнейшей мелодии в античном городе создают настроение уже реставраторам. Концерт на руинах — это символический старт начала работ по восстановлению монументальной арки в Пальмире.
Специалисты считают, что взрыв произошел вот в этом месте. Возможно, взрывчатку заложили еще и в колонны. А вот элементы декора сохранились неплохо, реставраторы опасались найти вместо них только щебень и каменную крошку. Взрыв был огромной мощности. Но не полностью уничтожил, а только обрушил арку.
«Появились какие-то дикари, которые пришли и взорвали то, что было достоянием нашим с вами! Вот буквально! Это памятник каждого из нас. Он принадлежит всему человечеству, это памятник цивилизации. Но потом, когда мы стали ходить, смотреть, оказалось, что эти дикари, по счастью, плохие саперы», — говорит заместитель директора Института истории материальной культуры РАН, руководитель проекта по восстановлению монументальной арки Наталья Соловьева.
Для оценки возможности и организации восстановительных работ Пальмиру посетили специалисты российского и сирийского научного сообщества. Наталья Соловьева принимала участие еще в создании полной трехмерной модели этого памятника архитектуры. После освобождения города ученые сканировали, сфотографировали и оцифровали буквально каждый квадратный сантиметр, каждый булыжник. А уже в марте им предстоит аккуратно разобрать завалы.
«Мы привезем сюда технику специальную, со специальными стрелами. Они будут поднимать эти камни, в воздух. Пока они висят, за это короткое время специалисты сделают сканирование или фотограммометрию. И потом мы сделаем специальную площадку для этих камней», — говорит заместитель директора Института истории материальной культуры РАН, руководитель проекта по восстановлению монументальной арки Наталья Соловьева.
Вместе с историками и реставраторами в экспедиции работают и технические специалисты. Геологи уже нашли неподалеку карьер, где добывают точно такой же мраморный известняк, из которого и была сложена арка. Еще одна задача — провести предварительный анализ строительных блоков, пострадавших от взрыва. Даже уцелевшие могут быть непригодны для работы, если внутри дали трещину.
«Наша задача сегодня — собрать материал для коллег, которые работают в этой области, и разработать корректную концепцию реставрации. Нет результатов исследования несущих конструкций, нет понимания того, в каком состоянии исторические блоки после взрыва. Но после того, как подобные данные будут получены, процесс реставрации займет от двух до трех лет», — говорит реставратор Дмитрий Редькин.
Попурри из русских народных песен, затем классические произведения, и популярные мелодии. А под занавес — ноты гимна из Угарита прозвучали, как обещание. Даже древнюю музыку удалось восстановить. А значит, символ Пальмиры вернется на своё место.
«Я видел лица, чувствовал эмоции, получил хороший такой отклик. Иногда в филармонии не получишь такой отклик, как здесь. Я думаю, что они изголодались. И не только по музыке, а по жизни. И я хотел привнести им эту жизнь», — говорит музыкант Александр Болдачев.
Восстановление монументальной арки может стать только первым проектом. Боевики уничтожили в Пальмире и храм Бэла, и погребальные башни. Памятники разрушаются не только от взрывов. Вот как ветер и песок сточили колонну. А вот, кстати, и следы работ начала ХХ века, ее укрепили. Но этой колонне уже явно нужна новая реставрация.
Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Наталья Медведева.
Фото: Министерство обороны РФ
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»