Три новые платформы и шесть путей: как будет выглядеть вокзал для приема высокоскоростных поездов из Москвы

23 ноября 2021 20:39 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Три новые платформы и шесть путей: как будет выглядеть вокзал для приема высокоскоростных поездов из Москвы
Здание нового вокзала для высокоскоростной магистрали вблизи Лиговского проспекта и основание Большого Смоленского моста на проспекте Обуховской Обороны. Актуальные градостроительные вопросы обсудили сегодня на совете по сохранению культурного наследия.

Возведение новых объектов требует сноса исторических зданий. Что намерены сохранить и чем придется пожертвовать – мнения экспертов выслушал корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Чуев.

Первый вопрос повестки — создание по сути нового для России вида транспорта. Речь о высокоскоростной железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой. По оценкам специалистов, пассажиры смогут добираться из центра одной столицы до центра другой за 2 часа 40 минут. Эксперты настаивают: на расстояние меньше тысячи километров целесообразнее использовать скоростной железнодорожный транспорт, чем воздушный.

«Президент принял решение и поддержал создание магистрали Петербург-Москва. Мы расширяем свою агломерацию. Не только Ленобласть, но добавляем Великий Новгород. Трудовые ресурсы и потенциал», — отметил губернатор Петербурга Александр Беглов. 

Только один из трех вокзалов южного направления подходит для новой связи с Москвой. Эксперты уверяют: Балтийский далек от достопримечательностей. Витебский не расширить. А вот Московский расположен удачно с точки зрения туристических потоков, к тому же вокруг есть пространство для маневров. А значит реконструкцию можно провести без остановки движения.

Разработчики перебрали четыре варианта. Сначала исключили возможность увода скоростных поездов на второй уровень подобно тому, как это сделано на Витебском вокзале. Не подошли оба варианта размещения дополнительных платформ справа или слева от существующих путей. Решением инженеры назвали реконструкцию пригородных линий. А электрички можно направить к новому терминалу возле метро Волковская.

Проект подразумевает разделение пассажирских потоков. Основной, как и раньше, выйдет на площадь Восстания, второй — к будущей станции метро Лиговский проспект-2. А третий — в сторону Военной улицы. На Московском вокзале предлагается возвести три новые платформы длиной 430 метров и подвести к ним шесть путей. В проекте предусмотрен просторный терминал на единовременное пребывание двух тысяч человек. 

Сопоставимой по размеру должна быть и аванплощадь со стороны Лиговского проспекта. А также автоперрон длиной не менее полукилометра. Уместить все это будет непросто, учитывая исторический складской комплекс. По мнению экспертов, не все здания дошли до нашего времени в достойном виде, но некоторые однозначно надо оставить для потомков. Их можно реконструировать и использовать в новом проекте. Как это сделать лучше решит рабочая группа при комитете по охране памятников.

«Я знаю не понаслышке все эти здания. Я все их пролез в свое время. Каждый дом посетил. Я могу сказать, что последние четыре пакгауза – это, действительно, великолепно сохранившиеся пакгаузы, сохранили очень интересный конструктив. Все остальное разного уровня — от вообще никакого, полуразрушенные сараи. Ну никакого интереса не представляют. И остальные пакгаузы все надстроены», — отметил руководитель архитектурного бюро Никита Явейн.

Другие исторические дома разделили выступающих во время рассмотрения вопроса строительства нового моста через Неву в створе Большого Смоленского проспекта. Из восьми зданий только два, по мнению экспертов, представляют некую архитектурную ценность, их можно передвинуть в пределах двадцати метров. Другие за минувшее столетие практически полностью утратили свой исторический облик.

Новый разводной мост с шестью полосами для движения позволит полноценно заработать, так называемому, Среднему кольцу, то есть дуговой магистрали, которая соединит северные и южные районы Петербурга в обход центра. По мосту пустят трамваи, их линии соединят сразу три ветки подземки. В целом улучшение сообщения ощутят 800 тысяч человек. Внешний облик моста будет соответствовать соседям, но не копировать их. Проектировщики задумали максимально проницаемую для перспективных видов переправу. Держаться она будет на легких арочных пролетах.

«Наверное, это самый широкий мост в Петербурге, который является разводным. Его ширина 37,4 метра. Он предполагает классический тротуар три метра. С одной стороны велосипедное движение, с другой пешеходное. Общая длина 2,2 километра», — рассказал генеральный директор компании-проектировщика Леван Харазов. 

Работы начнутся в 2023-м году и займут пять лет. Мост спроектировали за счет инвестора. А построят его с использованием налоговых поступлений от нового большого резидента – компании «Газпром». Ее руководитель Алексей Миллер инициировал еще один крупный проект для Петербурга по воссозданию семи исторических парусников 18-19 веков. Они займут свои места на Неве у городских набережных. В кораблях разместятся музеи и образовательные площадки.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»