На сцене «Мюзик-Холла» прошла премьера музыкального проекта по роману «Доктор Живаго»

10 ноября 2021 09:05 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

На сцене «Мюзик-Холла» прошла премьера музыкального проекта по роману «Доктор Живаго»
«Доктор Живаго» вышел на сцену «Мюзик-Холла». Борис Пастернак писал роман без оглядки на каноны советской литературы, кропотливо, десять лет, страница за страницей. На родине произведение приняли не сразу, в то время как весь мир рукоплескал русскому гению. Сейчас текст предстал перед зрителями в совершенно новом исполнении.

Перевести 500 страниц сложного несценичного романа на театральный язык — практически вызов. «Мюзик-Холл» рискнул и переосмыслил текст в современной манере. В этот раз традиционная бутафория остается за кулисами.

На передний край выходит мультимедиа. Режиссер, она же сценарист, Алла Масловская признается, что сформулировать новое видение было непросто — работа над постановкой заняла целый год. Очередные правки вносились после каждой репетиции, теперь тут нет ни одной лишней буквы.

«Подбирала по звуку, чтобы были разные голоса, у нас большой зал, большая сцена, симфонический оркестр. Здесь очень много жанров: мультимедиа, видеоконтент, звуки, свет», — отмечает Алла Масловская.

Сцена буквально не помещается в отведенные для нее рамки — с потолка «падают» снег и осенняя листва. Чарующая скрипка, тревожная флейта под аккомпанемент клавишных соседствуют с отрывками из романа. Их читают, истово декламируют, шепчут.

Царская Россия, Первая мировая и Революция. Подробно разработанный, тяжелый сюжет, вместивший целую эпоху, избавили от толщи подробностей и разбили на периоды. Под стать повествованию виртуозно меняется и музыка — неудивительно, ведь в центре оркестра Фабио Мастранджело.

«Нашли очень интересные связи с актерами, которые читают текст, и я пытаюсь всегда создавать атмосферу через музыку. Я максимально пытаюсь чувствовать то, что они хотели сказать», — рассказывает художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранджело.

Любовь, потери, трагические ошибки и надежды. Другого бы история стерла в порошок, но только не Живаго. Ключ к его образу — профессия. Он врач-терапевт, а не хирург. То есть тот, кто ставит диагноз, но не вмешивается в организм с помощью скальпеля.

«Я ищу в нем мягкость, мужественность, любовь к женщине, любовь к отчеству. Это тяжелый путь поиска, потерь, обретения и разочарований», — подчеркивает заслуженный артист России Артем Цыпин.

Доктор Живаго, точно как Пастернак, не пытается нарочито влиять на ход истории, держится за творчество как за последнюю возможность сохранить себя. А тетрадь со стихами ведет его по жизни словно рождественская звезда.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»