Из Петербурга в Антарктиду доставят модули станции «Восток», в Арктику — суперсовременную ледостойкую платформу

11 сентября  18:10 Общество

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Из Петербурга в Антарктиду доставят модули станции «Восток», в Арктику - суперсовременную ледостойкую платформу
На этой неделе к берегам Антарктиды отправился контейнеровоз с очень важным грузом на борту - модулями станции «Восток». И совсем в другую сторону - в сторону Арктики - устремится самодвижущаяся ледовая платформа. Она еще строится на Адмиралтейских верфях. Съемочная группа телеканала «Санкт-Петербург» первой увидела ее изнутри.

Станция «Восток» готова к отправке через год после первой неудачной попытки. В 2020-м поход завершился у берегов Африки из-за поломки атомного лихтеровоза «Севморпуть». В этот раз контейнеры принял на борт теплоход «Мыс Дежнева». «Ключ на старт» дает глава министерства природных ресурсов, которое выступает основным заказчиком строительства станции.

Суперсовременная исследовательская станция, собрана в Гатчине. Полторы тысячи квадратных метров полезной площади, защищенных от воздействия экстремально низких температур: лаборатории, модули очистки и электрогенерации. И что немаловажно — иной уровень быта людей, которые трудятся не в самых тепличных условиях.  

«Условия проживания людей будут совершенно иные. По нашим меркам — пятизвездочный отель, если брать в расчет те условия, в которых сейчас живут наши полярники», — отметил руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Игорь Шумаков. 

В контейнерах теплохода, который уходит из «Петролеспорта», — 80% модулей станции. За один раз перевезти ее целиком невозможно. Плюс, полярникам нужно топливо. Его одновременно с «Мысом Дежнева», но уже из Находки доставит к берегам Антарктиды другое судно в сопровождении ледокола. Период навигации в самых южных полярных широтах крайне мал. Попасть на материк можно только в декабре-январе, когда там лето и столбик термометра поднимается до терпимых минус 30. 

«Каждый год мы будем совершать три рейса, постепенно наращивая объемы, чтобы монтировать станцию на месте. На всё уйдет 4 года», — рассказал министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов. 

Куда раньше новоселье отметят на противоположном полушарии, где исследователи Северного полюса ждут суперсовременную самодвижущуюся ледовую платформу, которую прямо сейчас строят на Адмиралтейских верфях.  

За полукруглые обводы корпуса платформу неофициально назвали «кашалотом», но эти конструктивные решения принимались вовсе не для красоты. Именно форма полукапли позволяет станции «Северный полюс» вмерзать в арктические льды без угрозы разрушения. 

С ее вводом в строй связывают большие надежды: из-за глобального изменения климата уже 8 лет как прекращена круглогодичная работа дрейфующих исследовательских станций в Арктике. Вечная мерзлота оказалась не такой уж и вечной. Активное таяние арктических льдов поставило на паузу многие проекты на самых северных территориях. Самодвижущаяся всесезонная платформа эти нюансы нивелирует. Работать она сможет круглый год. На палубах будут расположены 20 лабораторий, с помощью которых ученые смогут проводить океанографические, климатические, геофизические исследования, брать пробы грунта, искать полезные ископаемые. На борту разместятся беспилотники и вертолет.  

Станция по праву носит звание уникальной. Ни у кого в мире ничего подобного нет. Впрочем, пользоваться платформой в одиночку Россия не собирается. Арктические исследования вне политики. Приглашения разослали даже тем, кто напрямую или косвенно повинен в задержке строительства. Санкции иностранных партнеров отодвинули сроки сдачи, хоть и незначительно.

«Мы должны всем сказать, что климатическая повестка, она единая, потому что, знаете, все говорят там освоение Марса, Луны. Давайте дома у себя разберемся, а это возможность как раз прекрасная», — подчеркнул Александр Козлов.

Время подумать над этим у потенциальных участников первой арктической экспедиции петербургского Кашалота еще есть. Выход в море запланирован в марте будущего года. 

Репортаж корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Евгения Соловьева. 

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»