В Петербурге открылась выставка о поставках продовольствия в блокадный Ленинград

31 августа 2021 16:26 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

В Петербурге открылась выставка о поставках продовольствия в блокадный Ленинград
Маргарин, сыр, шоколад - такие продукты появились в рационе жителей блокадного Ленинграда благодаря караванам, поступавшим в осажденный город по ленд-лизу. Всего из Великобритании, США и Канады в СССР во время войны доставили 5 миллионов тонн продовольствия.

О поставках и конвоях, которые обеспечивали безопасность перевозки ценных грузов, рассказывает выставка «К Победе. Мы вместе» — она открылась сегодня в Архивном центре на Таврической.

Табличка с локомотива, которые были поставлены в марте 44-го — этот экспонат словно свидетельство того, что страны действительно вместе шли к победе. Из Нью-Йорка локомотив, как и другие, был доставлен в советский союз по воде. Как сейчас бы сказали, в рамках программы ленд-лиза — где lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду. Сегодня ровно 80 лет, как первый северный конвой пришвартовался у берегов нашей страны.

«31 августа 1941 года приходит первый союзный конвой Дервиш, приходит в Архангельск. Для нас, для страны которая в войне, имело неоценимое значение. Первый конвой пришел в Архангельск, но с ледовой обстановкой все конвои начали перемещаться в Мурманск», — рассказала директор Центра исторического добровольчества «Паруса истории» Елена Платонова. 

Первый караван достиг северных берегов практически без происшествий, немцы не предпринимали никаких попыток атаковать. Всего до 9 мая 45 года прошли 75 конвоев. Из Великобритании, США и Канады в СССР поступило 5 миллионов тонн продовольствия. Маргарин, сыр, соевая мука, галеты и знаменитая американская тушенка. А на передовую все теми же конвоями поставлялась техника. Так и ленинградское небо защищали британские истребители Hurricane, их доставляли через Иран.

«И все, что было привезено и частично доставлено в наш город, естественно, оказало значимую помощь тому городу, где ничего не было. Да еще Бадаевские склады сгорели, да еще у нас запасы были по принципу — на ходу — так снабжался город до войны», — отметил заместитель председателя Совета Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Исай Кузинец. 

И если первые конвои смогли остаться незамеченными, то после нацисты расставили свои субмарины у оккупированной Норвегии. Самым трагическим караваном в истории остался PQ-17. Он был рассеян в пути, из 35 судов до берегов Архангельска добрались лишь 11.  Вклад северных конвоев сложно переоценить. Это в том числе была словно уверенность, что со свирепым врагом страна борется не одна.

«Для ленинградцев это событие дало надежду. Еще впереди дни голода. Документы, которые предоставили архивы СПб, рассказывают в цифрах и фактах о той трагедии, которую предстояло пережить 31 августа — ее только предвосхищали», — рассказал председатель архивного комитета Санкт-Петербурга Петр Тищенко. 

По окончании войны в Советский Союз, только Америка поставила грузов на сумму больше 11 миллиардов долларов. Долг за эту помощь Россия возвращала 60 лет. Последняя выплата была произведена 21 августа 2006 года.

Подробности в репортаже корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Александра Одинцова. 

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»