В Эрмитаже открылась выставка иллюстраций известных художников-сюрреалистов

15 июня  16:32 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

В Эрмитаже открылась выставка иллюстраций известных художников-сюрреалистов
Книги, проиллюстрированные Сальвадором Дали, Пабло Пикассо, Андре Массоном и другими сюрреалистами. В Эрмитаже открылась выставка из собрания коллекционера Марка Башмакова. Экспозиция объединяет работы нескольких десятков мастеров, созданные на протяжении более полувека.

Эту коллекцию математик и педагог Марк Башмаков собирал последние тридцать лет. Покупал книги с иллюстрациями Андре Массона, Макса Эрнста, Сальвадора Дали, Рене Магритта и других художников-сюрреалистов у частных коллекционеров и на аукционах. Для экспозиции в Двенадцатиколонном зале отобрали около сотни изданий. Многие из них являются букинистической редкостью, так как выходили ограниченным тиражом.

«Я не коллекционер. Я не столько ради самой коллекции этим занимался, сколько ради нахождения наилучших примеров, их исследования. И, конечно, это оказались лучшие образцы», — признался хозяин экспонатов.

Один из самых ценных эземпляров – гигантский фолиант «Десять рецетов бессмертия» Сальвадора Дали. Тома помещались в роскошный футляр, украшенный яичницами и позолоченной ручкой в виде телефонной трубки. В книгах художник предлагал методы обретения вечной жизни, основанные на последних научных открытиях.

«Он прочитал статью о гипернации золотого суслика, которого называет словом «белка», намекая на русское происхождение своей возлюбленной Галы, и свойства этого золотистого суслика заключалось в том, что он мог впадать в спячку в неблагоприятные времена. Дали предлагает съесть голограмму с изображением этого суслика», — рассказал сотрудник Эрмитажа и один из кураторов выставки Иван Черняков.

Дали был одним из самых востребованных художников-иллюстраторов своего времени, охотно обращался к классическим произведениям. Он создал более сотни цветных ксилографий к «Божественной комедии», рассказав в них не только о путешествиии Данте, но и собственном пути в искусстве. А работая над иллюстрациями к «Дон Кихоту», он применил метод автоматического рисования: бомбардировал печатную форму различными объектами, наполненными литографской тушью или вымоченными в ней.

«Где-то у него лампочка взорвалась, где-то вроде бы панцирь улитки, а где-то он стрелял из аркебузы. И получались вот такие вот брызги краски на листе. Вот эти вот перекрещивающиеся линии он нарисовал носорожьими рогами, которые были заполнены хлебным мякишем, а этот мякишь пропитан литографской тушью», — объяснил принцип работы научный сотрудник музея и еще один куратор Михаил Балан.

Сюрреализм зародился как литературное движение, а издание служило своеобразным местом встречи художника и поэта. Печатная графика являлась полем для экспериментов и воплощения самых радикальных замыслов. 

Художник и писатель нередко занимались сотворчеством. То есть иллюстрации появлялись параллельно с текстом или даже до него. Так и вышло со сборником стихом Поля Элюара «Свободные руки». Поэт отдыхал на юге Франции со своим другом, художником Ман Рэем, увидел, как тот делает эти графические изображения, так вдохновился, что написал к ним стихи.

В этой витрине – работы Макса Эрнста. Несколько лет он скупал у букинистов дамские романы 19 века, популярные журналы и магазинные каталоги, вырезал из них отдельные фрагменты и делал коллажи. Так появились пять тетрадей под названием «Неделя доброты», на страницах которых странные, аллегорические персонажи, соединяющие черты человека, животных и птиц. И таких редких образцов сюрреалистического творчества в экспозиции около сотни. 

Выставка будет работать до 3 октября.

Репортаж подготовила корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Мария Марченко.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»