Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
На японские сериалы обратили внимание после того, как несколько подростков попытались совершить суицид. В том, что данные произведения опасны, судья смог убедиться лично. Он посмотрел особенно жестокие фрагменты из аниме.
Психологи задаются вопросом: а разве проблема только в содержании этих мультиков? С подробностями – корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Евгений Соловьев.
Аниме уже не первый раз обвиняют в излишнем культе жестокости и асоциального поведения, но, пожалуй, впервые конкретное произведение увязано с конкретными последствиями его просмотра. Ребенок увидел, как его мультипликационный герой прыгает с крыши и не просто остается жив, а становится супергероем. Раз он смог, то и я смогу.
– Несколько школьников совершили суицидальные действия, причем, на одежде школьников были обнаружены предметы одежды, указанные в исследуемых нами анимационных фильмах.
Герои анимэ, попавших под судебную машину, конечно, не паиньки. Они были, кроме прочего, замечены в кровожадности, неадекватности, разнузданности и даже инцесте. В картине, например, брат может иметь сексуальные отношения с сестрой или неким бесполым киборгом. Нить сюжета не центральная, но все же.
Справедливости ради надо сказать, что решение выносилось не по принципу «я посмотрел — мне не понравилось». С большим докладом по поводу увиденного выступили независимые судебные эксперты. Их выводы однозначны:
ВАСИЛИЙ БЕЛОВ,доктор медицинских, доктор психологических наук, профессор: «Ребенок, просмотрев это видео, может, начиная подражать, совершить суицид. В другом случае, он формирует у себя ценностные установки, настроенные на агрессивное поведение к окружающим, и в том числе к самому себе».
Это мнение и легло в основу окончательного решения Колпинского районного суда, которое активно обсуждает общественность, расколовшись на два лагеря.
ВАДИМ,протоиерей: «Конечно, мы должны к этому очень внимательно относиться. Например, в том же Китае, большинство японских мультфильмов запрещены. И то, что мы стали на это тоже обращать внимание, это прекрасно».
КОНСТАНТИН БРОНЗИТ,сценарист, режиссер анимационных фильмов: «Приведу простенький пример: ребенок 3-5 лет дотягивается до спичек и сжигает дом. Кого будем судить? Кого будем запрещать? По логике принятого решения запрещать надо спички».
«Мир сошел с ума» – это мягкий пересказ комментариев по поводу запрета анимэ от режиссера популярных анимационных картин про приключения русских богатырей Константина Бронзита. Для того, чтобы судить искусство, надо разбираться в искусстве, а не только в психологии и психиатрии.
КОНСТАНТИН БРОНЗИТ,сценарист, режиссер анимационных фильмов: «Давайте дадим этому же эксперту ряд картин эпохи Возрождения. Я представляю, что он скажет. Тот же триптих Босха. Нельзя с такой позиции подходить к искусству».
ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ, корреспондент: «Сталкиваться с цензурой в том или ином виде людям искусства приходится регулярно, оправдываться за содержание контента или соответствие требованиям морали, и по большому счету вопросы могут возникнуть к любой картине, было бы желание начать эти вопросы задавать».
Вот, к примеру, любимый многими поколениями персонаж «Ну, погоди!». В 14-й серии популярной ленты «Союзмультфильма» он приходит в гости к своему визави с букетом цветов и бутылкой алкоголя. При желании можно было бы задать вопрос: а не слишком ли юн объект его воздыханий для такого рода свиданий. И, во-вторых, он же вроде как мальчик? Или гендерная принадлежность не ярко выражена? Тогда это вообще крайне возмутительно.
Может это и перегиб, но в мировой истории нет ни одного примера, когда запрет чего либо в искусстве и творчестве снимал спрос на запрещенный контент.
Детский психолог Оксана Защиринская считает, что аниме – не причина, а следствие. Проще говоря, лишь спусковой крючок проблемы, которая сформировалась не в результате просмотра мультфильма, а намного раньше.
ОКСАНА ЗАЩИРИНСКАЯ,доктор психологических наук: «Если так сложилось, что ребенок вдруг задумался о смерти, то корень проблемы лежит глубоко в детстве, и аниме – это просто часть того контента, который он привлечет для сопереживания каких-то эпизодов значимых для него в жизни».
Другими словами, ребенок ищет у героя мультфильма сопереживания, которого не нашел у близких людей, потому что близкие люди заняты, отмахиваются от проблемы маленького, но все же человека.
Педагог и популярный блогер Дима Зицер буквально кричит об этой проблеме: не делайте ошибки. Не пропустите момент. Но воспитывайте не запретами, а внимательным и уважительным отношением к процессу воспитания. Если аниме так популярно, то почему бы не использовать этот инструмент для построения диалога с поколением Z.
ДИМА ЗИЦЕР, доктор педагогических наук: «Мы не можем сделать так, чтобы не было. Это взрослые игры. Когда мы делаем вид сами для себя — мы запретили, мы молодцы. Слушайте, ну это позорище. Мы сами себя выставляем на посмешище этих же детей. Сегодня любая информация находится на расстоянии вытянутой руки. Надо ли работать с этим? О да».
Но пока список запрещенного к просмотру на территории страны растет. 17 февраля суд продолжит рассмотрение вопроса по существу. К этому заседанию профессор Белов уже составил профессиональное мнение не только по поводу творчества японских аниматоров.
Есть претензии и к российским музыкантам. В частности, к рэперу Моргенштерну, которого эксперт намерен привлечь к ответу за пропаганду людоедства.
Подписывайтесь на нас:
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»