Ночь, улица, фонарь, аптека… 140 лет назад родился поэт-символист Александр Блок

28 ноября 2020 08:58 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Ночь, улица, фонарь, аптека... 140 лет назад родился поэт-символист Александр Блок
Один из ярчайших символистов начала XX века принял революцию, но так и не смог жить в новой России. Кроме того, он тонко чувствовал Петербург, был плоть от плоти города.

Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Артем Шарипов — об одном из самых петербургских поэтов.

АРТЕМ ШАРИПОВ,корреспондент:
«Александр Блок жил в этом доме с августа тысяча девятьсот двенадцатого года по август двадцать первого. Уже под конец жизни поэта семья, как тогда говорили, самоуплотнилась и переехала на два этажа ниже. Но большую часть из этого срока, восемь с половиной лет, Блок прожил на четвертом этаже».

Дом Блок воспринимал, как корабль, а балкон — как капитанский мостик. За такой атмосферой гнался поэт, снимая квартиру на Офицерской улице. Первое стихотворение, что было написано в стенах нового дома — «Ночь, улица, фонарь, аптека» датировано десятым октября. В наше время ученые исследовали погоду столетней давности и выяснили, ветер в Петербурге тогда дул юго-западный, именно такой создает на Пряжке мелкую рябь. Может канал в стихотворении и не канал вовсе, а река.

АНАСТАСИЯ ДОЛГОШОВА,экскурсовод музея-квартиры Блока:
«Рябь не канала, конечно, а реки Пряжки, могла вдохновить на легендарное стихотворение».

Но самое легендарное произведение, которое было написано в квартире, и благодаря которому советская власть согласилась с общественностью и открыла музей, конечно, поэма «Двенадцать». Шедевр в честь революции для поэта стал мандатом на бессмертие.

АННА ГОРЕГИНА,методист по научно-просветительской работе музея-квартиры Блока:
«Не разбирались, не углублялись, было ли это принятие революции. Была ли это слава или панегирик . Может быть в поэме и не очень разбирались, но вот к созданию музея, стоит сказать, подошли с умом и восстанавливали убранство с детальной точностью. Вещи поэта сохранила его жена, Любовь Менделеева, после ее они смерти хранились в Пушкинском Доме. Обои новые. Но точно такие же по дизайну, какие были при Блоке. Раньше обои клеили на газеты. И благодаря этому можно было узнать дату».

Музей не мог не возникнуть, люди шли в квартиру поэта, несмотря на коммуналки. Жители, понимая, в каких стенах обитают, воспринимали паломничество как должное. Хозяйка комнаты на втором этаже Нина Котова первой стала пускать желающих в кабинет Блока и даже завела записную книжку с отзывами посетителей.

СОФИЯ БАЛАГУЛА,старший научный сотрудник и хранитель музея-квартиры Блока:
«Они писали ей и письма просто, поздравления, и дружеские письма, и некоторые заходили к ней и обращались к Блоку через эту Котову».

Восьмидесятые годы стали золотым временем музея. Здесь вспоминали не только Блока, но и других поэтов, забытых при коммунистах, таких как Цветаева и Гумилев. Ученые перенесли в квартиру свои семинары. Студенты приходили слушать Бориса Аверина, и почитать стихи.

АННА ГОРЕГИНА,методист по научно-просветительской деятельности музея-квартиры Блока:
«Ежегодные конференции, Блоковские чтения, которые проходят до сих пор».

И до сих пор в квартиру Блока идут толпы почитателей. И посещают непременно две квартиры. На втором и на четвертом этаже. Это уникальный музей. Он показывает, как революция низвергала кумиров, великий поэт переехав, заходил домой только через черную лестницу, парадная для него была более недоступна. С главного входа заходил революционный матрос — новый герой новый страны.

Подписывайтесь на нас:

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»