Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Экспонат к показу готов. И тут, кажется, все как было в годы, когда вагон использовали по назначению. Не прямому. Ведь изначально, в мирное время, он перевозил пассажиров. В годы войны его переоборудовали в аптеку-перевязочную. Вагон КЛН 4178 — часть санитарного поезда.
ВАЛЕРИЯ СОЛОВЬЕВА,начальник научно-исследовательского отдела музея железных дорог России: «Перевязочная вот этот отсек называется, позади — помывочная, куда поступали раненные. В основном легко раненые. Иногда здесь совершались операции небольшие, если это было необходимо. В полевых условиях, на ходу».
В аптеке заведующий прямо там же в вагоне изготавливал лекарство для пострадавших. Тяжелобольных здесь не перевозили. Состав ходил по союзу для оперативной помощи и транспортировки раненных. Всего в санитарных поездах в годы войны прошли лечение больше 5 миллионов человек, больше 70 процентов воинов вернулись в строй. В этом вагоне были не только процедурные кабинеты.
АНАТОЛИЙ ЛУКАШЕВИЧ,экскурсовод музея железных дорог России: «Станок сам неподвижно крепился к стене. Сверху и снизу укладывались носилки, то есть их можно было с раненным поднять и отнести в промывочную. Устанавливались специальные столики, чтобы и еду можно было укладывать, и лекарства».
Для транспортировки раненых расширяли входы. Иногда снимали оконный проем, иногда расширяли за счет тамбуров. Здесь этого во время войны не сделали, зато в мирное время произошли конструктивные изменения.
АЛЕКСАНДР ОДИНЦОВ,корреспондент: «О послевоенной истории вагона известно не много. В нулевых его обнаружили в депо Рославль-2 и перегнали в Подмосковье. Там нередко вагон становился участником съемок, из-за чего в том числе пострадало внутренне оборудование, включая перегородки. Прописку в петербургском музее экспонат обрел в 2019-м. С осени прошлого года активно шла реставрация».
Каркас вагона сохранился хорошо. А вот крышу пришлось поменять. Экспонаты предоставил Военно-медицинским музей министерства обороны.
ВЛАДИМИР ОДИНЦОВ,директор музея железных дорог России: «Было необходимо снять всю обшивку старую, посмотреть, что происходит с деревянным каркасом. Каркас оказался поврежденным на 80 процентов. Часть пришлось заменить, кропотливая работа. Мы сохранили старую историческую плитку».
Уцелевший вагон санитарного поезда — редкость. Ведь враг в такие бил прицельно. Чтобы не забывали о подвиге железнодорожников, сегодня здесь заложили капсулу памяти. Откроют ее через четверть века, в день столетия Победы.
Подписывайтесь на нас:
Фото: телеканал «Санкт-Петербург»
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»