День в истории Петербурга: чем в разные годы запомнилось 25 июня
В 1720 году в Петербурге была открыта первая в России сахарная фабрика. Поскольку столице требовался этот важный продукт, власти предложили купцам Еремею Кизелю немецкого происхождения и голландцу Павлу Вестову заняться этим «бизнесом», выделили им участок земли на берегу Большой Невки (где сейчас находится Выборгская набережная) рядом с казенной пристанью, чтобы было удобно разгружать заграничный тростниковый сахар-сырец.
Выработка сахара-рафинада на первом сахарном заводе составляла около 600 пудов. Было построено несколько деревянных зданий, где сахар-сырец растворяли в воде, затем для очистки от примесей и осветления пропускали через костяной уголь и кровь животных, упаривали и получали сахар в виде песка и рафинада, известные, как «сахарные головы».
В 1739 году, место, где находился первый завод Вестова, назвали Сахарным переулком. Фабрика, на которой работали всего 14 человек, просуществовала до Октябрьской революции.
В 1730 году, в день празднования 200-летия Аугсбургского исповедания, была освящена лютеранская церковь Святых Петра и Павла, расположенная на Невском проспекте, дом 22/24.
Рядом с церковью через несколько лет построили два дома для служителей кирхи, а за церковью была размещена школа (существующая до сих пор Петришуле).
Здание церкви было построено в декабре 1727 года, когда вице-канцлер Российской империи барон Остерман дал разрешение на постройку кирхи на участке «Невской першпективы». В то время это место было пустынным и о нем шла дурная слава. Об этом свидетельствует и прошение пастора Крейца, который императрице Анне Иоанновне писал: «Опасаюсь недостатка в воде, злоумышленников, убийц, воров и разных превратностей, случающихся обыкновенно с тем, кто живет далеко от своих соседей».
В 1813 году в Казанском соборе был похоронен великий русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов. Газета «Северная почта» в своем репортаже тогда писала, что за гробом шли «отряды войск, пехотных и конных, и артиллерия с своими орудиями. Шествие сие продолжалось… от Триумфальных ворот через Калинкин мост до Никольского собора и оттуда… к Казанскому собору. Все дороги и улицы усыпаны были зеленью, а по иным местам и цветами».
Сохранились воспоминания и действительного тайного советника Николая Логинова, который в своем письме послу в Великобритании, графу Семену Воронцову писал: «Надо было видеть этот наплыв народа из города и окрестностей, воодушевление его не допустившее, не смотря на настояния, просьбы и даже приказания властей, чтобы катафалк везли лошади: лишь за две версты от города выпрягли лошадей, и до Казанского собора не было недостатка в благонамеренных гражданах, чтобы нести гроб на плечах и двигать катафалк. Блеск и пышность церемонии не могли сравниться с этим трогательным зрелищем».
В этот день в 1926 году в полдень куранты Петропавловского собора впервые сыграли «Интернационал». До этого времени часы исполняли церковный и монархический гимн, за что в революционные дни их расстреливали из ружей большевики.
Уже в советское время куранты стали исполнять гимн СССР. Сегодня же механизм часов снова исполняет гимн Российской империи. Гимн «боже, царя храни…» можно услышать в 12:00 и в 18: 00, а каждые 15 минут звучит колокольный перезвон из четырех музыкальных фраз.
В 2001 году на колокольне Петропавловского собора был установлен карильон, изготовленный в Голландии. Он состоит из 51-го колокола, а на одном из них можно прочитать надпись: «Да звенит сей колокол во славу России!»
Подписывайтесь на нас:
Фото: телеканал «Санкт-Петербург»