Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Молодые россияне готовы брать ответственность и создавать собственный бизнес. Какие образовательные программы их поддерживают, корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Анастасия Измайлова узнала у президента Московской школы управления «Сколково» Андрея Шаронова.
АНАСТАСИЯ ИЗМАЙЛОВА,корреспондент: «Любопытные данные: более 40% российских миллениалов — молодежь — хотят открыть свой бизнес. Это стало одним из самых высоких показателей по всему миру. Как вы оцениваете эту ситуацию?»
АНДРЕЙ ШАРОНОВ,президент Московской школы управления «Сколково»: «Я удивился. Россия — это не страна предпринимательских традиций, мы 80 лет жили в ситуации, когда предпринимательство приравнивалось к уголовному преступлению.
Сейчас уровень доверия к предпринимателям со стороны общества довольно невысокий. Традиционные цифры желающих пойти стать предпринимателем, строго говоря, снижались с конца 80-х годов. Был всплеск в конце 80-х годов — начало перестройки. Потом постепенно показатель снижался, и, в целом, уровень желающих заняться предпринимательством у нас меньше, чем среди китайцев или американцев.
Но если эти цифры справедливые — это внушает оптимизм, внушает надежду. Если эти замечательные миллениалы долгое время не смогут реализовать свою мечту или, начав реализовывать, столкнутся со сложностями и откажутся, то эта цифра упадет. Но помочь им — задача государства и таких институтов, как наш».
АНАСТАСИЯ ИЗМАЙЛОВА,корреспондент: «На протяжении определенного периода времени был кризис бизнес-образования и в России, и во многих развитых странах. Что происходит сейчас? Какие новые пути вы ищете для того, чтобы привлекать к себе людей, чтобы они все-таки платили за обучение?»
АНДРЕЙ ШАРОНОВ,президент Московской школы управления «Сколково»: «Сейчас довольно много бизнес-школ, но мы немножко или заметно отстаем от некоторых тенденций. Что, кстати, создает преимущество: мы можем перепрыгивать через какие-то проблемы, с которыми столкнулось традиционное бизнес-образование. И к вашему вопросу о кризисе, этот кризис был не только в России, и более того, он продолжается в мире и это чувствуется в Америке. Особенно его чувствуют школы второго и третьего эшелона, которые реально сталкиваются с падением спроса и со стороны крупных предпринимателей, сделавших себя сами.
Появилось отношение к бизнес-школам как к некоему инкубатору, который делает типовых специалистов, которые учатся делать балансы и знают основы менеджмента, но теряют фантазию и предпринимательскую инициативу. Мы как раз делаем упор на то, что мы — предпринимательская школа, наоборот, пытаемся развивать фантазию, аппетит к риску, а не делать таких универсальных солдат, которые просто будут корпоративными офицерами».
АНАСТАСИЯ ИЗМАЙЛОВА,корреспондент: «В прошлом году мы увидели на экономическом форуме, как Герман Греф привез сюда Садхгуру. И все подумали: вот оно, новое веяние, они обучаются не только управленческим навыкам, навыкам экономики, но еще и познают такие вот, например, восточные практики. Вот это тоже популярно?»
АНДРЕЙ ШАРОНОВ,президент Московской школы управления «Сколково»: «Я бы не стал связывать это именно с бизнес-образованием. На определенной стадии у человека появляются определенные вкусы, желания подумать о смысле жизни, о собственном предназначении».
АНАСТАСИЯ ИЗМАЙЛОВА,корреспондент: «То есть вы такие кейсы не включаете?»
АНДРЕЙ ШАРОНОВ,президент Московской школы управления «Сколково»: «Нет, мы включаем такие кейсы. И у нас в школе за последние два года появилось много программ, которые с бизнесом как таковым не сильно связаны. Это программы по лидерству, по коучингу, по культуре, по истории. Мы сталкиваемся с тем, что человек, который претендует на то, чтобы вести за собой коллективы, будучи либо топ-менеджером, либо главой бизнеса, предпринимателем, должен обладать широким кругозором, культурой, понимать людей, уметь с ними коммуницировать. Вот тогда Садхгуру может помочь гораздо больше, чем менеджмент или эккаунтинг».
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».