Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Будущая столица пролетариата — Нижний Новгород. 12 марта Ленин покинет колыбель революции. Под такими заголовками выходят февральские газеты Петрограда. Легенды побега вождя принимаются за чистую советскую монету. Рабочие бастуют, к границам немцы подступают, а на Ильича контрреволюционеры покушаются. Демократия терпит поражение, утром 6 января нового 1918 года принято решение разогнать учредительное собрание.
Александр Давыдов,доктор исторических наук: «Николай Иванович Бухарин, любимец партии, отвечавший за идеологию, пропаганду, вспоминает: в эту ночь он пришел к Ленину с бутылкой хорошего вина в кармане пальто. Ленин вместе с друзьями выпил вина, и у него началась истерика. Ленин хохотал так долго, что товарищ сказал: «Мы теряем его».
Но потеряли не Ленина, а Петроград. Спецоперация «Переезд» разрабатывалась лично управляющим делами Совнаркома Владимиром Бонч-Бруевичем. Перенос правительства в Москву держался в строгом секрете. Сначала эвакуировали документы, золото и иностранные посольства. 10 марта два поезда с партийными работниками отправились в первопрестольную.
Мария Евсюкова,корреспондент: «Третий поезд был подан к заброшенной и малолюдной платформе «Цветочная площадка» на окраине Петрограда. В 19 часов вечера сюда прибыл отряд латышских стрелков. Они осмотрели вагоны и колею. За полчаса до отправления состава из Смольного выехал Ленин. Маршрут скрывался даже от водителя. В 22:00 Владимир Ильич вышел из автомобиля. Дорогу к составу ему освещали карманными фонариками. В целях конспирации поезд двигался с выключенными огнями».
Еще одна легенда. На станции «Малая Вишера» на состав напали матросы-анархисты. От фронтовых дезертиров поезд отбили латышские стрелки. Сейчас паровоз серии С, на котором Ленин из Петрограда уехал в Москву, стоит в музее железных дорог России.
Алексей Иваськов,экскурсовод музея железных дорог России: «Данный паровоз использовался на заводе железобетонных изделий в Москве. Он был там котельной. Вся ходовая часть отсутствовала, собственно, там использовалась только топка паровоза».
На самом деле правительственный поезд не сохранился, а этот решили спасти. Перебили номер, получили поддержку Московского горкома КПСС и восстановили. Колыбель революции покинули, а что народ?! Бандитизм, мародерство и бесконечные очереди за хлебом.
Нина Логинова,куратор выставки: «Приходится помимо Питера кормить еще продпуть, армию, карельский фронт, водный транспорт, пригородные селения. Шлите хлеб, картофель, капусту, мясо, крупу. И письма Зиновьева, телеграммы в Москву доказывают, что продовольствия могло хватить на две три недели ближайшие, не больше»..
Германскую угрозу устранили в ноябре 1918. Спустя несколько лет закончилась гражданская война. Но Москва продолжила исполнять свои столичные функции. То, что задумывалось как временное , оказалось постоянным.
Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram.