Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
В катакомбах лютеранской церкви покажут спектакль «Сталкер» по мотивам одноименного фильма Андрея Тарковского. Удалось ли актерам воссоздать атмосферу киноленты знаменитого режиссера, узнала Дарья Морозова.
ДАРЬЯ МОРОЗОВА,корреспондент: «Вода — излюбленный образ Тарковского — присутствует во многих его картинах, в том числе и в «Сталкере». Она покрывает брошенные инструменты и полы оставленных зданий. Она символизирует течение времени и вечные проблемы, с которыми приходится сталкиваться героям. Вода как ключевой сценический прием используется актерами в спектакле. С ее помощью передают фирменный и неторопливый стиль съемки Тарковского. Да и сам спектакль проходит в необычном месте — в чаше бассейна, в катакомбах лютеранской церкви святых Петра и Павла».
Актеры, задействованные в «Сталкере», убеждены, что более подходящего места в Петербурге не найти. Сама идея спектакля навеяна этими стенами.
АЛЕКСАНДР МАШАНОВ, актер: «Первоначально просто был вот такой образ: именно это помещение, вода. И герои ходят вот в этой воде. От визуального решения все родилось. Стало понятно, что это, по сути, и есть та комната, где исполняются желания. Это такое пространство совершенно метафизическое».
Пьесу писали петербургский драматург Алексей Слюсарчук и украинский сценарист Максим Курочкин. Образы персонажей они позаимствовали у первоисточника — фильма Андрея Тарковского «Сталкер». А вот характеры и мысли героев разработаны специально для этих актеров. Они активно участвовали в написании пьесы. Например, Борис Павлович, сыгравший роль профессора, участвует во многих социальных проектах. Его размышления на тему: «Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженным» легли в основу монологов персонажа.
БОРИС ПАВЛОВИЧ,актер: «Определенный кризис того, что ты вроде как бы пытаешься обогреть вселенную, а вселенная от этого лучше не становится. И поэтому так и возникла эта история о разочаровавшемся в утопизме профессоре, который не верит уже ни в Тарковского, ни в Норштейна, ни в какую идеальную культуру. То есть этот персонаж — это, действительно, развитие персонажа из фильма, но это отчасти и мое личное отражение».
Актеры особенно отмечают, что постановка — не продолжение киноленты, а диалог с ней. Три героя: Сталкер, писатель и профессор находятся на пороге комнаты исполнения желаний. Персонажи размышляют о жизни, боге, надежде, современности. И даже спорят о творчестве режиссера Тарковского и братьев Стругацких.
— Есть у них две книжки: «Трудно быть богом» и «Обитаемый остров»…
— Нет, ну у них больше есть!
— Да! Но эти две книжки они как-то особняком стоят, потому что они какие-то хорошие, внятные. В них написано о том, что с нами произойдет.
—Или произошло.
Премьера спектакля состоялась еще полтора года назад. Но за время его существования посмотреть одну и ту же версию постановки не удавалось никому: большая ее часть — импровизации актеров.
ЕВГЕНИЙ АНИСИМОВ,актер: «У нас нет режиссера. Это один из путей нетоталитарного театра. Поэтому вбивать, вколачивать в зрителя мысли — это не наше дело. Мне важно, чтобы он вышел с мыслями. Они могут быть в сторону спектакля, они могут быть кардинально против спектакля и против того, что мы думали или говорили, но с мыслями».
«Сталкера» показывают в катакомбах лютеранской церкви два-три раза в месяц. Небольшое пространство бассейной чаши может вместить до сотни человек, поэтому билеты на спектакль раскупают моментально. Мест на ноябрьские показы уже нет, но профессор, писатель и Сталкер вернутся сюда уже в следующем месяце.