«Черный вторник»: петербуржцы вспоминают обвал рубля 1994 года

11 октября  20:18 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

«Черный вторник»: петербуржцы вспоминают обвал рубля 1994 года
Зарплата в двести тысяч рублей вас привлекает? А вот 1994 году это было примерно пятьдесят долларов. Средний доход россиянина. К вечеру 11 октября он стал еще меньше. В тот «черный вторник» произошел кризис. Безработица. Нищета. Рай для фальшивомонетчиков. Как это было, вспомнил Александр Одинцов.

Хоть все давно и привыкли к столь филологически метким и нелицеприятным выражениям Виктора Черномырдина. Такой риторики с трибуны от председателя правительства 1990-х мало кто ждал. Цифры на табло банков стремительно менялись. Иностранная валюта резко выросла в цене на треть. Тот вторник 11 октября 1994-го сразу нарекли «черным». 

Александр ОДИНЦОВ, корреспондент: 
«Рубль хоть и раньше колебался, но так резко еще не падал. За один день на Московской межбанковской валютной бирже курс доллара вырос на 27%, за один «зелёный» вместо трех тысяч рублей отдать нужно было уже почти четыре. Сбережения и доходы обычных людей словно таяли на глазах».

Средняя зарплата рабочего тогда была чуть больше 220 тысяч рублей. К вечеру 11 октября 1994-го доход в иностранной валюте едва ли превышал пятьдесят семь долларов. Рост валюты повлек симметричный скачок цен на продукты. 

В тот «черный вторник» петербуржец Андрей Заостровцев был в Швеции. Он работал младшим научным сотрудником в Стокгольмской школе экономики. Зарплата там в марках. А курсовая разница здесь позволила завершить дорогостоящий ремонт в квартире и купить новую бытовую технику. Хоть и сделать это было непросто. 

Андрей Заостровцев, экономист:
«Магазины закрывались, как тогда говорили, с «белой техникой», потому что они ежечасно меняли цены в соответствии с курсом. Этот кризис был первой ласточкой, потом мы имели гораздо более серьезные проблемы в 1998 году. Вместе с крахом большинства банков».

В истории финансового рынка постсоветского периода едва ли не каждый день можно было отмечать черным цветом. И тот вторник — естественная закономерность. ЦБ продавал запасы долларов, сдерживая уровень инфляции в стране. Но истощенный валютный резерв в какой-то момент влиять на курс уже не мог. 

Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
«Тогда вот казалось, что это действительно «черный вторник» и все серьезно и все тяжело. Сам очень огорчался. Все старались что-то накапливать, но доллар было не купить. Все деньги держали в рублях, а цены завесили от валютного рынка».

Особенность кризиса 1994 года — его кратковременность. Все страшные последствия на третий день на фондовом рынке исчезли. А вот потребительский не мог стабилизироваться — одной из примет времени стала подделка денег. Гознак вынуждено соревновался с мошенниками, усиливая степень защиты. 

Андрей Богданов, ведущий специалист музейно-экспозиционного центра:
«Опередить фальшивомонетчиков. И, конечно, деньги образца 1993 года были защищены гораздо хуже. Конечно, понятно, что на фоне растущей инфляции соблазн начать подделку денег и незаконно обогатиться был велик».

«Черный вторник» — не начало и не конец черных дней для экономики страны и управленцев. Так, после 11 октября 1994-го в отставку были отправлены глава Центрального банка Виктор Геращенко и исполняющий обязанности министра финансов Сергей Дубинин.