Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
ДАРЬЯ МОРОЗОВА,корреспондент: «Король советских дорог, будапештская сигара, ракета. Как только не называли «Икарус» модели 55.14. Их выпускали почти 20 лет — с 1953 по 1972 год. Машины были очень комфортными, а потому их использовали преимущественно на междугородних рейсах. Из Ленинграда на люксовых машинах можно было доехать до Риги, Тарту или Таллина. Сейчас в мире осталось всего пять таких машин, и единственная российская модель находится в Петербурге».
Второй по узнаваемости — знаменитый «луноход» ЛиАЗ-677. Это самый массовый советский автобус: завод выпустил почти 200 тыс. таких машин. Среди экспонатов есть и настоящий раритет — довоенный троллейбус ЯТБ-1. Он почти полностью выполнен из дерева. Только внешняя обшивка машины — из металла.
Несмотря на возраст, все машины в идеальном техническом состоянии, они приехали на выставку своим ходом. Раритетные автомобили скрупулезно восстанавливали мастера музея «Пассажиравтотранс».
ФЁДОР ЧЕРНОУСОВ,руководитель музейного проекта СПб ГУП «Пассажиравтотранс»: «Используются в первую очередь, конечно же, технические документы, которые сохранились. Хотя не всегда удается их найти, по правде говоря. Тогда на помощь приходят фотографии, а также образцы таких же восстановленных автобусов и троллейбусов другими музеями России и мира. Частенько мы обмениваемся опытом с коллегами и какие-то детали, нюансы уточняем у них».
Коллекция музея, правда, пока не полная. Специалистам, например, не удается найти первый автобус регулярного сообщения — ЗИС-8, который на долгие годы задал бело-синюю гамму для петербургского общественного транспорта. С трудом музей обнаружил «Икарус-263». Сравнительно недавно он ездил по улицам Петербурга. Сейчас машину реставрируют и скоро покажут публике. Но петербуржцы старания уже оценили.
— Нравится посмотреть, как-то вдохнуть запах своего детства, можно сказать. Потому что здесь и компостеры старые, вот пойдем, посмотрим, как билетики ими раньше в детстве выкручивали.
— Мы даже взяли бумажку такую и сделали… Прокомпостировали. И из этого выяснилось, между прочим, что талончики были крупнее, не так как сейчас мы привыкли — малюсенькие билетики.
— Я все это видел, на этом ездил. Вот этот троллейбус, он же до сих пор используется. «Икарусы» вот желтые в памяти остались, путешествия на них.
Выставка ретротехники проходит в рамках Европейской недели мобильности и Всемирного дня без автомобиля. Сегодня владельцам личных авто прелагают отказаться от их использования в пользу общественного транспорта, велосипедных и пеших прогулок.