Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Шедевр некогда входил в коллекцию, приобретенную Екатериной Второй. В 1862 году полотно перевезли в Москву. Затем его приобрел Вильгельм Фридрих Мертенс, который на тот момент проживал в Петербурге, а после вывез картину в Лейпциг. А вот как сейчас восстанавливают и реставрируют экспонаты одной из главных сокровищниц страны, как они сохранились до наших дней, увидела Татьяна Баженова.
Любое движение руки в этих цехах — риск для мастера. Ведь на рабочем столе капризные, иногда даже очень пожилые «клиенты». Именно такое особое отношение к экспонатам — у сотрудников реставрационной лаборатории Эрмитажа. Отделение работает на Старой Деревне. Объекты сюда попадают в удручающем состоянии. А уезжают из лаборатории гарантированно в наилучшем виде.
ЕЛЕНА КРЫЛОВА, руководитель секции реставрации витражей: «Каждая вещь по-своему уникальна. Нет единого подхода в каждом случае. Во-первых, важно, куда она идет. Одно дело — музейное собрание. Другое дело — экспонирование витража в окне. Тогда и разные материалы применяется».
В этом секторе на дневной свет смотрят через яркие витражи. Их и приводят в порядок художники. Спрогнозировать, сколько времени будет проходить каждая реставрация, невозможно. Например, этот европейский витраж XVI века в работе уже больше месяца.
А свое место экспонат займет в Романовской галерее — по распоряжению Михаила Пиотровского, теперь в Эрмитаже будут выставлять больше витражей. Возможно, в музейную коллекцию попадет и этот масштабный объект — монастырские ворота из Великого Устюга. Кстати, это находка научного сотрудника Эрмитажа: двери он обнаружил в командировке в 50-е годы. Музей запросил разрешение забрать ценный объект.
МАРИНА СУББОТИНА,реставратор секции нового металла: «Изображение сделано чеканкой — золочение и серебрение. Сюжеты разные. Ветхий Завет и Новый завет. Двери состоят из двух створок. Одна уже в процессе реставрации, другая еще в процессе изучения».
В реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» лаборатория находится сравнительно недавно — из исторического здания художники переехали сюда в 2008 году. Стало гораздо больше места и света, появилось новое оборудование. Все, что так нужно для утонченного труда. Вырос и зрительский интерес.
АЛЕКСЕЙ БАНТИКОВ, заведующий лабораторией научной реставрации предметов декларативного искусства: «Это вообще удивительно. В нашу лабораторию приходят люди просто так. Посмотреть! Покупают абонементы. Реставраторы приходят после работы и рассказывают о своей деятельности. Много детей, много молодежи».
В «Старой Деревне» сейчас работают секторы витражей, археологического и нового металла, керамики, стекла и фарфора. В последнем мастера творят шедевры словно по волшебств: из нескольких разрозненных обломков воссоздают вазы, чаши и блюда.
ТАТЬЯНА БАЖЕНОВА, корреспондент: «Современная реставрация отнюдь не маскирует утраты экспонатов. В мире специалистов давно есть традиция — сохранить исторический объект, а не навести лоск. Вот эта античная амфора почти готова к экспонированию: швы затирать не будут, чтобы гости музея видели, что дошло до наших дней».