Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Пьесу «С вечера до полудня» в укороченном виде и под названием «На беговой дорожке» в начале 1970-х годов ставил на сцене БДТ Георгий Товстоногов. Отчего современные молодые режиссеры возвращаются к советской классике, в нашем сюжете.
Из классиков советского времени, сегодня переживающих на сцене ренессанс, Розов, пожалуй, больше всего укоренен в прошлое. Советсткость его пьес, собственно, эти пьесы и организует. Возникает вопрос, зачем надо было сегодня браться за историю раздрая в семье номенклатурного бездарного писателя, проживающей в сталинской высотке?
Михаил Самочко, заслуженный артист России: «Это счастье, что современная молодая режиссура и артисты соприкасаются с этим великим человеком. Спектакль, естественно, продукт времени, нашей жизни. Но он интересен, это факт».
Марфа Горвиц нашла ключ к Розову. Она не погрузилась в разбор внутрисемейных отношений и не реконструировала советский быт. Художник Дмитрий Разумов лишь ограничился фетишами того времени, вроде звезд, колонн кремлевского дворца съезда.
Получилась застывшая в форме идеология, своего рода мавзолей эпохе Советского Союза, в котором жить так же неуместно, как и лежать.
Дмитрий Разумов, художник: «Это не коммунальное, не бытовое существование. И за счет этого текст сразу начинает звучать по-другому. Начинает звучать дистанция, которая позволяет нам, сегодняшним людям как-то анализировать наше прошлое по-другому».
Марфа Горвиц взломала код пьесы, наполнила ее иронией, издевкой и пародийностью. Но вовсе не ради того, чтобы сделать посмешищем искусственно фальшивую жизнь начала 1970-х годов. Напротив. Демифологизация для режиссера — это попытка осмыслить собственные корни.
Марфа Горвиц, режиссер: «Чтобы понять, чем живут эти люди, растут в стране с такой мощной серьезной идеологией. И в принципе эта тема больше всего меня и волновала. То есть некая идеология, на фоне которой живут люди и их личные какие-то вещи, страсти, мечтания, не укладываются, идут вразрез с этой идеологией».
Писательница Светлана Алексиевич как-то заметила, что «у нас в подсознании живет коммунизм… Нам ближе романтическое, героическое, и скучно там, где реальность, прагматизм». Иначе говоря, нам интереснее строить БАМ, чем возделывать свой сад. Во времена Розова с этим смирились, сегодня пытаются найти компромисс.