Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Это словно не Эйфман уже в седьмой раз обращается к имени Чайковского, а сам Чайковский впервые за 70 лет — вот уж подарок к юбилею известного петербургского хореографа — обратил взор на Эйфмана. Этот презент обёрнут в рукописные нотные партитуры — получателю осталось лишь немного преобразить их — и кажется, раскроется внутренний мир гения, наполненный противоречиями — «Чайковский. Pro et contra».
Борис Эйфман, художественный руководитель театра балета Бориса Эйфмана: «Внутри каждого художника есть бог и дьявол. Это борьба тёмных сил и и светлых сил. Она постоянно находится в каждом человеке, а в художнике это более актуально. Контра — это то, что внутри человека находится, никакой “контры” против Чайковского у нас нет. Наоборот, обожание, любовь, и попытка проникнуть в его внутренний мир, понять, почему такой успешный композитор писал такую трагическую музыку».
Как гениальная музыка соседствует с внутренним одиночеством, Эйфман пытался разобраться ещё в начале своего хореографического творчества.
В постановке 1993 года «Чайковский» первая сцена бросает зрителя в омут его страхов.
Александра Ли, корреспондент: «Очередной балет Бориса Эйфмана “Чайковский. Pro et contra” — прямая отсылка к его же спектаклю 23-летней давности. Автор настаивает — это не редакция, а новая постановка. В отличие от первой версии, акцент хореограф делает на творческие хитросплетения в жизни русского гения, а не наоборот. Именно поэтому некоторые сцены спектакля содержат цитаты. И чтобы пойти на этот шаг, Борису Эйфману — автору новой постановки — приходится взвесить все свои pro и contra».
Первое «против»: внутренние метания самого Чайковского то ли скрывает, то ли подчёркивает плавность рисунка танца. Свой выход на сцену Олег Габышев — исполнитель главной роли — пытается сделать почти камерным.
Олег Габышев, ведущий солист театра балета Б. Эйфмана, заслуженный артист России: «Сложность всегда, когда исполняешь таких великих людей: это нужно уметь так точно, щепетильно подойти к этому образу, потому что этот образ известен всему миру, он любим, почитаем, особенно в России. Он наш национальный герой. Мне хочется сделать его более ранимым, более скромным, потому что он был действительно очень скромным человеком».
В этом балете задействовано 30 артистов. Для них ещё дошивают костюмы, их почти в два раза больше.
— Красивый костюм на зависть всем артисткам в нашей труппе.
Этот не балетный, а оперный образ Пиковой Дамы в спектакле появится впервые: как и в в прошлой постановке Эйфмана «Чайковский», Мария Абашова исполнит графиню фон Мекк, но о теперь отчего-то ангел-хранитель композитора, не раз помогавшая ему, то и дело предстанет в тревожных видениях.
Мария Абашова, ведущая солистка театра Б. Эйфмана: «Поскольку они никогда не пересекались с Чайковским, у них нет дуэтов, они танцуют либо параллельно, не видя друг друга. Это довольно-таки сложно».
Нелегко будет почти всем героям спектакля: причём, как персонажам произведений композитора, так и его спутникам: безумие отвергнутой Антонины Милюковой, оборвавшаяся переписка с фон Мекк и долгие муки Чайковского обрывают и его жизнь. Но даже после премьеры 24 мая, эйфмановский Чайковский вернётся на сцену вновь и вновь: как минимум на гала-концерте ко дню рождения петербургского хореографа в июле .