Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Сегодня в сфере легкой промышленности в Петербурге работают 33 предприятия, за год они смогли реализовать продукции на 14 миллиардов рублей. Проблемы сегмента обсудили на международной выставке «Индустрия моды», которая прошла в Северной столице.
О нелегких временах для легкой промышленности расскажет Александра Рытхеу.
Обувь, одежда, украшения. Все это отечественного производства по низкой, импортозамещающей цене. Казалось бы, в российском мире моды и одежды сложились все условия для роста. Но цифры статистики говорят об обратном. С начала года фиксируется 15-процентный спад текстильного и швейного производства. Банки не дают кредитов, арендаторы поднимают ставки, а на рынке труда днем с огнем не сыскать хороших швей.
Виктория Тишина, собственник текстильного бизнеса, председатель профильного комитета «Деловой России» в Петербурге: «Нам тяжело сейчас, потому что сырье подорожало, сырье fashion-индустрии — это импортные ткани. Российские производители снижают дельту прибыли, которая должна идти на развитие. То есть мы не получаем сейчас той прибыли, которую получали ранее. Потребительская потребность населения падает, так как у людей нет денег, по этому падают продажи».
Получается, девальвация рубля — совсем не помощник. Европа, Китай, Корея и Турция по технологиям и оборудованию ушли далеко вперед. А в кризис петербургским модницам проще достать прошлогоднее платье: по статистике, спрос на товары упал на 40 процентов. Даже если покупатель и заходит в магазин, то предпочитает отечественному производителю давно зарекомендовавший себя европейский бренд, учитывая, что цены практически одинаковы.
Рытхеу Александра, корреспондент: «В такой непростой ситуации, возможно, стоит делать ставку на российских молодых дизайнеров, которые в своих работах несут новые, нестандартные решения. Кто как не они позволят взглянуть на отечественную моду совсем с другой стороны».
Однако и тут есть свои «но». Петербургские дизайнеры, как правило, выпускают эксклюзивные вещи в единственном экземпляре. Громкое имя они пытаются заслужить, повышая цены.
Виктория Тишина, собственник текстильного бизнеса, председатель профильного комитета «Деловой России» в Петербурге: «У моды Европы большая история за плечами. У нашей моды не такой большой период развития организаций, поэтому мы сталкиваемся со всеми теми проблемами, которые сопутствуют периоду становления организационного процесса».
В условиях повсеместного спада на помощь стремится государство. Ставки по кредитам, аренде и все расходы на выставочную деятельность обещают субсидировать. Но это еще не все проблемы, которые нужно решать. Например, сейчас треть всей одежды на рынке — контрафакт. Чиновники обещают бороться и с этим.
Шамхал Ильдаров, президент Ассоциации текстильщиков России: «В первую очередь это жесткая борьба с контрабандой. Второе — это компенсация тех потерь, которые понесла российская промышленность со вступлением в ВТО, третье — важную роль играют определение инноваций, в каком направление лучше инвестировать».
Позитивный опыт уже есть на рынке постельного белья. Куда еще направить инвестора, власти понимают. Правда, в новой редакции развития легкой промышленности до 2025 года ставка делается совсем не на модные вечерние платья.
Денис Пак, директор департамента развития внутренней торговли легкой промышленности: «Мы считаем, что формирование технологической цепочки синтетических материалов является наиболее конкурентоспособным производство технического текстиля и спецодежды. Это те сегменты, развитие которых увеличат максимально долю легкой промышленности в экономке нашей страны, те сегменты, развитие которых увеличат максимально и будет основано на сохранение традиционного потенциала».
Получается, пока есть импорт — российским производителям приходится туго. Неслучайно еще летом в Минпромторге серьезно обсуждали возможность запретить ввоз европейской одежды как ответ на санкции. Но не срослось. А значит, отечественные фабрики одежды лишь в начале долгого пути. Хочется надеяться, к успеху.